You are using an outdated browser. Please upgrade your browser to improve your experience.

Курс ЦБ на 28.05 Все валюты
USD 51.0178 +0.6955
EUR 55.6757 +0.8345
Динамика курса Все валюты
USD 51.3421
EUR 55.2966
Конвертер валют Все валюты
  • USD
  • EUR
  • RUB
  • USD
  • EUR
  • RUB
покупка USD 51.70 EUR 56.35
продажа USD 51.20 EUR 56.05
Индексы RTSI 4.2400 Индекс ММВБ 1.6700 Индекс ММВБ10 20.4500
Лидеры роста КамчатЭ ао +40.3068 ЛенОбл2014 +27.1208 СвязнойБО1 +22.5125 iЧЗПСН ао +17.9931 МордЭнСб +14.3908
Лидеры падения ЯрослСК-п -19.8000 МагадЭн ап -10.0000 Телеграф -7.2222 Телеграф-п -6.6570 НижгорСб-п -6.4572
Главная Не учат в школе

Не учат в школе

Учитель - это призвание. А педагог - диплом. Социологи рекрутингового портала Superjob.ru в общем-то не открыли Америки, когда в ходе опроса выяснили: больше половины дипломированных учителей после окончания вуза так и не приступили к преподавательской работе. Собственно, и не собирались. Поступая в вуз, они мечтали стать кадровиками, продавцами, секретарями - кем угодно, только не учителями.

С высоких государственных трибун современную школу склоняют на все лады. В том числе постоянно твердят о том, что, мол, учителей не хватает, в школах некому работать. Однако при этом в педвузы конкурс не падает, и ежегодно стены высших учебных заведений этого профиля покидает огромное количество специалистов с соответствующими дипломами. Куда же они "утекают", в какую черную дыру?

Дыра оказалась, возможно, черной, но вполне комфортной и теплой. 

Социологи проанализировали резюме 1000 выпускников столичных педагогических институтов и университетов 2000-2005 гг. выпуска (свои данные ученым согласились предоставить достаточно уважаемые и солидные вузы - Гуманитарный педагогический институт (бывший педколледж №3), Институт психологии и педагогики, Московский городской педагогический университет, Московский городской психолого-педагогический университет, Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова и Московский педагогический государственный университет). Сейчас руководство этих вузов, скорее всего, рвет на себе волосы и клянется никогда никаких социологов к себе не допускать, чтоб не "подставиться". Выяснилось, что более половины дипломированных учителей по окончании вуза так и не приступили к преподавательской деятельности. Среди выпускников московских педагогических вузов 2000-2005 гг. выпуска учителями, воспитателями, педагогами или преподавателями успели поработать менее половины (44,5%). Выпускники государственных педвузов трудоустраиваются по специальности несколько чаще, чем выпускники коммерческих институтов и университетов: 45,5% против 40,8%, но и эта цифра, конечно, удручает.

Но, собственно, чего еще было ожидать? Социологи спрашивали выпускников педвузов, на какую зарплату они рассчитывают, какой имеют опыт работы, в какой сфере ищут работу и мечтают сделать карьеру.

Как правило, в школу люди не хотели идти по ясной и четкой прозаической причине: там очень мало платят. Так, "зарплатные ожидания" выпускников педвузов, желающих трудоустроиться по специальности, составляют около 29000 рублей в месяц. А дипломированные преподаватели, не нашедшие себя в педагогике, рассчитывают в среднем на 40000 рублей. В чуть более выигрышной ситуации находятся специалисты, окончившие государственные педвузы. Например, претендуя на преподавательскую должность, они запрашивают оклад в размере 30000 рублей, тогда как их коллеги-выпускники негосударственного вуза - 25000 рублей. В других сферах деятельности зарплатные ожидания составляют 40000 и 35000 рублей соответственно.

Оттоку кадров из педагогической сферы способствует и то, что в ней сложно реализовать не только мечты о благосостоянии, но и карьерные амбиции. Среди специалистов, окончивших московский педвуз в 2000-2005 гг. и работающих в сфере образования, "дослужиться" до должности завуча успели 10,3% - то есть каждый десятый. Их сокурсники, трудоустроившиеся в других сферах, занимают руководящие посты заметно чаще - 25,7% - уже четверть от общего числа.

Самой желанной отраслью для трудоустройства выпускников педагогических вузов является отнюдь не наука и образование, а кадровая сфера. Так, 24,8% всех изученных социологами резюме были созданы в целях поиска работы в качестве менеджера по персоналу, рекрутера, инспектора отдела кадров и т.п., в основном это соискатели, имеющие квалификацию педагога-психолога. Дипломированные преподаватели, мечтающие переквалифицироваться в кадровиков, рассчитывали на зарплату около 40000 рублей. Примерно одинаковым спросом пользуются сейчас должности в сфере продаж и образования - 17,8%. Но если в первом случае можно рассчитывать на заработок около 40000 рублей в месяц, то во втором - только на 29000 рублей. 13,5% выпускников педвузов хотели бы работать секретарями, офис-менеджерами или помощниками руководителей со средним доходом 30000 рублей в месяц.

На должности в сфере маркетинга, рекламы и PR претендуют 4,6% дипломированных педагогов. Им хочется зарабатывать куда больше -  около 50000 рублей. Примерно на такой же доход рассчитывают выпускники педвузов, претендующие на должности в сфере финансов, логистики и транспорта (по 4,0%). Ещё 13,5% дипломированных учителей, не сумев реализовать себя в образовании, избрали для трудоустройства другие отрасли деятельности, среди которых IT, банковская сфера, охрана, госслужба, дизайн, СМИ, спорт, страхование, строительство, туризм и юриспруденция.

Ну что ж, читать и считать их научили в школе, а отшлифовала навыки сама жизнь. Пока ситуация с оплатой труда и условиями работы учителей не изменится, вряд ли можно ожидать, что молодежь даже с педагогическим дипломом в кармане гурьбой ринется в классы, резюмируют социологи.