Порты отбиваются от ФАС

ФАС проиграла в суде уже второе дело по жалобе портовиков, которых регулятор обвинил в монополизации рынка и завышении стоимости стивидорных услуг. Вслед за Приморским торговым портом оспорить предписание и штраф ФАС удалось Новороссийскому морскому торговому порту (НМТП). В марте служба предписала НМТП выплатить в бюджет доход от злоупотребления доминирующим положением в размере 9,74 млрд руб.

Суд отменил штраф в размере 9,74 млрд рублей для НМТП
© Коммерсантъ

Арбитражный суд Москвы в пятницу признал недействительным решение и предписание ФАС Новороссийскому морскому торговому порту за установление монопольно высоких цен на перевалку с 2015 года, сообщили информагентства. В конце марта ФАС признала НМТП нарушителем антимонопольного законодательства и обязала порт перечислить в бюджет доход от злоупотребления доминирующим положением — 9,74 млрд руб. (см. “Ъ” от 23 марта и 3 апреля).

По мнению ФАС, НМТП злоупотреблял доминирующим положением, устанавливая и поддерживая монопольно высокие цены на перевалку руды, удобрений, контейнеров, металлов, нефти и нефтепродуктов. В ФАС отмечали, что порт мог бы избежать нарушения, если бы не определял стоимость своих услуг в долларах и своевременно перевел бы установленные в валюте ставки в рубли. Стоимость услуг стивидора возросла «без объективных оснований», считали в ведомстве: его расходы на услуги по погрузке и выгрузке изменились, но это «не соответствовало росту тарифов стивидора». В НМТП опровергали заявления ФАС, в частности, гендиректор компании Султан Батов заявлял, что они представили документы в ФАС, доказывающие, что роста тарифов не произошло, а по некоторым параметрам ставки снизились. Но с 1 января 2017 года группа начала переводить ставки на перевалку в рубли по каботажным грузам (см. “Ъ” от 1 декабря 2016 года).

Акционеры НМТП — паритетное СП группы «Сумма» Зиявудина Магомедова и государственной «Транснефти» (50,1% акций), «Транснефть» (еще 10,5%), Росимущество (20%, которые планируется приватизировать), ОАО РЖД (5,3%). Ряд аналитиков, а также Султан Батов говорили, что действия ФАС негативно скажутся на оценке акций НМТП в ходе приватизации.

В конце 2016 года и начале 2017 года жалобы в ФАС на НМТП направили «Руснефть» и «Роснефть», заявлявшие о злоупотреблении доминирующим положением. Ранее ОАО РЖД сообщило ведомству о росте стоимости перевалки в морских портах. Как отмечали в монополии, это негативно сказывается на объемах отправки грузов по железной дороге в направлении портов.

При этом в июне Арбитражный суд Москвы уже признал незаконным и отменил аналогичные решения и предписания ФАС об установлении монопольно высокой цены на услуги по перевалке нефти в Приморском торговом порту, входящем в группу НМТП (см. “Ъ” от 8 июня). Сейчас суд также рассматривает иски о признании незаконным такого же решения ФАС в отношении терминалов Global Ports: служба начислила штрафы «Первому контейнерному терминалу» — 4,17 млрд руб., «Петролеспорту» — 1,27 млрд руб., Восточной стивидорной компании — 1,6 млрд руб. ФАС также завела дела против терминалов UCL Holding Владимира Лисина. В мае служба прекратила рассмотрение дела в отношении Туапсинского морского торгового порта, не найдя в действиях стивидора злоупотреблений (см. “Ъ” от 30 мая), признав спустя неделю «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» нарушившим закон о конкуренции (см. “Ъ” от 6 июня). А в марте служба не нашла нарушений в действиях стивидоров, подконтрольных структурам Андрея Мельниченко,— Мурманского морского торгового порта и «Агросферы».

Все девять антимонопольных дел ФАС возбудила в июне 2016 года, заявляя тогда и о возможной делиберализации тарифов в секторе (регулирование цен стивидоров было отменено в 2013 году). В 2015 году президентская комиссия по ТЭК потребовала прекратить использовать валюту во внутренних расчетах в портах. По поручению правительства ФАС проверяла стивидоров и заключила, что с момента либерализации цены на стивидорные услуги «кратно увеличились», что и послужило поводом для возбуждения антимонопольных дел.