Телеканалы показали выручку

Выручка РЕН ТВ и «Пятницы» в 2016 году росла вдвое быстрее рынка — на уровне около 20%, следует из отчетов крупнейших телекомпаний. «Матч ТВ» завершил свой первый полный год вещания с убытком в 1,7 млрд руб., а «Первый канал» отразил убыток в 3,2 млрд руб. из-за растянувшихся выплат за продажу доли в украинском телеканале «Интер».

Российские телеканалы отчитались о выручке
© Коммерсантъ

Выручка АО «Первый канал» за прошлый год выросла на 4%, до 27,3 млрд руб., при этом чистый убыток увеличился в 35 раз — с 92 млн руб. до рекордных для канала 3,2 млрд руб., следует из отчета по РСБУ в «СПАРК-Интерфаксе». Аудиторная доля канала (здесь и далее — среди россиян старше 4 лет) за год снизилась с 13,7% до 12,7%, следует из данных Mediascope.

Представитель «Первого» связывает убыток с продажей 29% в украинском «Интере». Сделка состоялась еще в феврале 2015 года на фоне законодательных ограничений в стране. «Первый канал» должен был получить от акционеров «Интера» $100 млн, или около 6,5 млрд руб. В отчетности 2015 года был зафиксирован доход от этой сделки, хотя средства перечисляются «Первому каналу» поэтапно и в полном объеме пока не поступили, объясняет представитель канала. «Первый» все еще не получил большую часть суммы, уточняет источник, знакомый с ситуацией. Таким образом, реальный убыток канала в 2015 году был значительно выше и в 2016 году сократился больше чем вдвое, подчеркивает его представитель.

Расходы «Первого» в 2016 году, «несмотря на постоянный рост тарифов, сократились, что стало результатом мер по сокращению себестоимости», подчеркивает его представитель. Из отчетности следует, что расходы (себестоимость продаж) уменьшились на 2%, до 35,7 млрд руб. При этом «прочие доходы», куда канал относит субсидию от государства, сократились больше чем вдвое — с 12,6 млрд руб. до 5,2 млрд руб. По итогам 2017 года чистый убыток «Первого канала» снизится до минимального за счет сокращения закупок и расходов, прогнозирует собеседник в телекомпании.

Выручка ВГТРК («Россия 1», «Россия К», «Россия 24» и др.) в 2016 году выросла с 26,6 млрд руб. до 26,9 млрд руб., чистый убыток составил 114 млн руб. против 6,2 млрд руб. прибыли годом ранее (тогда госкомпания продала «Газпром-медиа» частоты под запуск «Матч ТВ» за 9,4 млрд руб.). Существенную часть дохода ВГТРК дает государство: в прошлом году субсидия составила почти 26 млрд руб. В ВГТРК комментариев не предоставили.

Выручка НТВ, падавшая последние два года двузначными темпами, в 2016 году снизилась лишь на 2%, до 16 млрд руб. Показатель оказался ниже планового на 1%, говорил ранее “Ъ” гендиректор НТВ Алексей Земский. При этом чистая прибыль сократилась с 730 млн руб. до 94 млн руб. Аудиторная доля канала снизилась с 10,1% до 9,3%. После аудита канал оптимизировал затраты на 10%, заменив поставщиков или технологии, и в этом году «немного перевыполняет» план по медиапоказателям, отмечает представитель «Газпром-медиа».

Выручка развлекательных телеканалов «Газпром-медиа» (субхолдинг ГПМ РТВ) росла. У «Пятницы» — на 21%, до 4,4 млрд руб. при чистой прибыли 1,1 млрд руб. У ТВ-3 — на 5%, до 5 млрд руб., при чистой прибыли 1 млрд руб. Влияние на общую выручку ГПМ РТВ оказали увеличение долей ТВ-3 и «Пятницы», запуск ТНТ4 и рост региональной рекламы, объясняет представитель холдинга.

«Матч ТВ» завершил свой первый полный год вещания с чистым убытком 1,73 млрд руб. при выручке 13 млрд руб. Расходы канала составили 14,6 млрд руб. Канал запустился в ноябре 2015 года и за первые два месяца получил 1,2 млрд руб. убытка при выручке 786 млн руб. Годовая доля «Матч ТВ» среди зрителей старше 4 лет составила 1,8%. По доходам и аудиторной доле субхолдинг «ГПМ Матч» (туда также входят тематические спортивные каналы и сайты) «соответствовал плановым целевым показателям», подчеркивают в «Газпром-медиа».

Выручка каналов «Национальной медиагруппы» (НМГ) росла. РЕН ТВ, увеличив ее на 19,5%, до 7,7 млрд руб., стал одним из самых быстрорастущих каналов на рынке. Его чистая прибыль составила 1,6 млн руб. против 1,2 млрд руб. убытка годом ранее. Рост выручки обусловлен ростом доли, которая в его целевой аудитории увеличилась на 21%, объясняет представитель НМГ. «Пятый канал» нарастил выручку на 9%, до 6,84 млрд руб., при чистой прибыли 902 млн руб.

Выручка АО СТС (каналы СТС и CTC Love) выросла на 15,5%, до 14,9 млрд руб., чистая прибыль составила 155 млн руб. В «СТС Медиа» отмечают, что доля CTC Love растет существенно выше рынка, а СТС «занимался системным управлением в области программирования и качества контента». Выручка канала «Домашний» выросла на 10%, до 3,6 млрд руб. Канал, по словам представителя «СТС Медиа», показал рекордную долю по итогам прошлого года. У «Че» выручка снизилась на 1%, до 1,97 млрд руб., канал стал убыточным: чистый убыток составил 620 млн руб. против прибыли 160 млн руб. годом ранее.

По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, объем рекламы на эфирном ТВ в 2016 году вырос на 9%, до 147 млрд руб.