Эксперт считает, что Россия может попытаться отказаться от доллара

Россия может попытаться перестать использовать доллар, но если это делать быстро, то ей придется заплатить издержками из бюджета, однако долгосрочной перспективе дедолларизация экономики – это благо, заявил РИА Новости главный экономист ЕБРР Сергей Гуриев.

Эксперт считает, что Россия может попытаться отказаться от доллара
© РИА Новости

Ранее замглавы МИД РФ Сергей Рябков заявил, что Москва в ответ на новые санкции США намерена активизировать работу по сокращению зависимости от американских платежных систем и доллара как расчетной валюты.

По мнению Гуриева, отказ от долларовых инструментов и платежей в России возможен, однако за это придется заплатить издержки. "Россия может попытаться перестать использовать долларовые инструменты, но это будет сопровождаться соответствующими издержками — плата за неудобства партнеров, связанные с отказом от долларовых расчетов, будет переложена на российский бюджет, банки и корпорации", — сказал собеседник агентства.

В долгосрочной перспективе снижение зависимости от доллара является достойной целью для России, полагает экономист. "Для замещения долларовых финансовых инструментов рублевыми необходима долгая последовательная работа по поддержанию макроэкономической стабильности, снижению инфляции и развитию долгосрочных финансовых рынков в самой России", — отметил Гуриев.

При этом главный экономист ЕБРР добавил, что пока в мировой экономической истории не было прецедентов создания международной резервной валюты в изоляции от остального мира. По данным МВФ, примерно две трети мировых валютных резервов хранятся в долларах. Ближайший конкурент — евро (около 20%), фунт и иена далеко позади (по 4%), за ними следуют канадские и австралийские доллары (по 2%). В юанях хранится около 1% мировых валютных резервов. "Безусловно, доля евро и юаня будут расти, но в обозримом будущем доллар останется ведущей резервной валютой. Доллар является и главным расчетным средством в международной торговле", — подчеркнул экономист.

По данным SWIFT, в первой половине 2016 года около 40% расчетов производились в долларах, в евро – 33%; на долю юаня приходилось около 2% расчетов (он уступает фунту, иене и канадскому доллару).