Уральский рынок лизинга восстановился после кризиса

Федеральный рынок лизинга растет рекордными темпами - таковы предварительные выводы аналитиков рейтингового агентства "Эксперт", изучивших результаты ежегодного исследования. По их оценкам, общий объем стоимости имущества за первые шесть месяцев 2017 года достиг 425 миллиардов рублей, а прирост по отношению к первому полугодию 2016-го составил 55 процентов. Таким образом, после нескольких лет падения лизинговый бизнес пошел в рост.

Уральский рынок лизинга восстановился после кризиса
© Российская Газета

Это объясняется, во-первых, стабилизацией российской экономики, а во-вторых, реализацией госпрограмм субсидирования лизинга. Кроме того, по словам директора Объединенной лизинговой ассоциации Татьяны Поздняковой, поддержку рынку оказывает оживший спрос в розничном сегменте, а также рост числа крупных корпоративных сделок, прежде всего по приобретению авиатехники. Общий объем российского лизингового портфеля сегодня оценивается в 3,22 триллиона рублей, что на 14 процентов больше, чем год назад.

Концентрация рынка довольно высока, и она растет. Так, по данным рейтингового агентства RAEX, доля трех крупнейших лизинговых компаний (все с госучастием) в объеме нового бизнеса по итогам первого полугодия 2017 года составила 38 процентов против 34-х годом ранее. Таким образом, мелким региональным компаниям приходится бороться за клиентов с гораздо более сильными соперниками. Тем не менее такая жесткая конкуренция не помешала уральскому рынку лизинга войти в фазу подъема вслед за федеральным.

Так, по мнению директора екатеринбургского филиала компании "Ураллизинг" Елены Печориной, рынок в регионе быстро растет и вот-вот достигнет докризисных показателей. В числе прочих драйверов роста эксперт называет чемпионат мира по футболу, организация которого потребовала от причастных компаний обновить парк техники. Директор по территориальному развитию и продажам компании "Уралпромлизинг" Глеб Шевяков считает, что, несмотря на высокую конкуренцию, большинство региональных лизинговых компаний нашли свои ниши: одни финансируют покупку легкового транспорта, другие - грузового, третьи специализируются на оборудовании и сложной спецтехнике.

Примечательно, что на рынке существует своеобразное "разделение труда": крупные федеральные игроки финансируют в основном обновление основных фондов таких же гигантов - приобретение самолетов, судов, вагонов. Меньшие по величине портфеля частные лизинговые компании усиливают свои позиции на розничном рынке и работают в основном с малым и средним бизнесом.

Региональные компании чаще всего финансируют покупку легкового и грузового транспорта, а также оборудования. Причем если автомобили во всех регионах покупают примерно одинаковые, то оборудование везде разное - в зависимости от базовых отраслей. Так, в Югре чаще берут в лизинг агрегаты для нефтяной промышленности, в Свердловской области - станки, а в Курганской - сельхозтехнику. Малые и средние компании в последнее время склоняются к приобретению продукции отечественного машиностроения, крупные по-прежнему предпочитают тратиться на импортные товары, но теперь чаще, чем раньше, берут подержанную технику вместо новой. Прибегают к лизингу в первую очередь торговые, транспортные, производственные компании, а также предприятия пищевой промышленности. А вот спрос на него со стороны строителей существенно упал из-за стагнации на рынке.

Крупные федеральные игроки финансируют обновление основных фондов таких же гигантов - приобретение самолетов, судов, вагонов. Региональные компании работают в основном с малым и средним бизнесом

Ставки в лизинге, по наблюдениям экспертов, снижаются вслед за снижением ключевой ставки Центробанка, что делает этот финансовый инструмент обновления парка еще более привлекательным.

- Рынок оживает, спрос на лизинг увеличивается. Какое-то время клиенты привыкали к новым условиям, ценникам, обдумывали решения. Но за несколько лет отложенного спроса техника сильно износилась, поэтому сейчас, после снижения ставок, рынок и показал довольно хороший рост, - говорит Елена Печорина.

Но, несмотря на неплохую нынешнюю ситуацию, участники профессионального сообщества опасаются, что стремление государства к более детальному регулированию сферы лизинговых услуг может привести к массовому банкротству мелких региональных компаний, работающих в основном с малыми и средними предприятиями.

- В прошлом году Банк России приступил к реформированию лизинговой отрасли. Предполагается, что для компаний будут установлены требования по величине капитала и предусмотрено обязательное включение в федеральный реестр и саморегулируемую организацию, - рассказывает Татьяна Позднякова. - Кроме того, компании должны будут перейти на новую систему отчетности и близкий к банковскому план счетов. Тот, кто этого не сделает, не сможет называться лизинговой компанией и потеряет доступ к субсидиям.

Естественно, выполнение новых требований повлечет дополнительные расходы, которые, по мнению представителей Объединенной лизинговой ассоциации, могут оказаться непосильными для многих мелких игроков рынка. Между тем в Центробанке убеждены, что введение новых требований необходимо: регулятор должен иметь достаточно сведений для более точного анализа и управления рисками лизингового сектора, поскольку он находится в тесной взаимосвязи с банковским сектором экономики.