Производитель водки намерен варить пиво Крупнейший российский производитель водки «Татспиртпром» в мае следующего года начнет варить пиво. Вчера компания, контролируемая правительством Татарстана, заключила лицензионное соглашение на производство премиальных немецких пивных брендов. Кроме того, она планирует разработать пять-шесть собственных марок. В новое направление «Татспиртпром» намерен вложить не менее 4 млрд руб., рассчитывая занять треть пивного рынка республики. Эксперты считают диверсификацию «Татспиртпрома» оправданной. Вчера АО «Татспиртпром» заключило лицензионное соглашение с германской компанией Konig Ludwig International (KLI) о производстве и продаже в РФ премиальных пивных брендов Kaltenberg и Konig Ludwig. Контракт сроком на десять лет подписали управляющий партнер KLI Луитпольд Баварский и генеральный директор татарстанской компании Ирек Миннахметов. Как сообщили „Ъ“ в «Татспиртпроме», немецкие бренды будут выпускаться на новом пивном заводе компании, который строится в Чистополе. Его мощность составит 10 млн дал пива в год, а в перспективе — 20 млн дал, сказали „Ъ“ в руководстве компании. До сих пор «Татспиртпром» не занимался производством пива. Компания — крупнейший производитель водки в РФ, основной бренд — «Русская валюта». В 2016 году «Татспиртпром» произвел 11,6 млн дал водки, что позволило занять компании около 16% рынка. Всего за год компания реализовала алкогольной продукции на 46,3 млрд руб., включая акциз и НДС. Чистая прибыль достигла 1,2 млрд руб. Значительная часть продукции реализуется за пределами Татарстана. Компания через АО «Связьинвестнефтехим» принадлежит правительству республики. Запуск пивного направления «Татспиртпрома» запланирован на 1-ю половину 2018 года. 2 мая состоится первая варка, 1 июня — отгрузка продукции, сообщили „Ъ“ в компании. В «Татспиртпроме» отмечают, что под брендами KLI планируют выпускать около 100 тыс. дал в год. Кроме того, на заводе намерены производить пять-шесть собственных марок пива, которые сейчас разрабатываются. Запуск завода обойдется компании в 4–4,2 млрд руб., в основном это заемные средства Сбербанка. В том числе на покупку оборудования и технологий у германской Krones AG «Татспиртпром» затратит €30 млн. На предприятии рассчитывают окупить инвестиции в течение пяти лет. В «Татспиртпроме» заявляют, что намерены «бороться на рынке местного пива». «Татарстан официально потребляет 30 млн дал пива. Из них 10 млн дал мы хотим взять»,— сказал собеседник „Ъ“ в руководстве компании. Отметим, что сейчас в Татарстане работает ОАО «Булгарпиво», филиал АО «Пивоварня Москва-Эфес» в Казани, а также ряд небольших пивоварен. По данным Госалкогольинспекции Татарстана, «Булгарпиво» в 2016 году поставило в розничную сеть республики 1,47 млн дал пива, что на 11% меньше, чем по итогам предыдущего года. Филиал «Эфеса» — 5,52 млн дал (на 14% больше, чем в 2015 году). Опрошенные „Ъ“ эксперты считают, что планы «Татспиртпрома» занять треть пивного рынка республики реализуемы. «Так и будет. Сейчас „Татспиртпром“ занимает около 70–75% алкогольного рынка республики. Сам бог велел им воспользоваться»,— сказал «Ъ» директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Он отметил, что диверсификация производства «Татспиртпрома» «попадает в пивной тренд российских компаний»: «Если в 2007 году зарубежные компании держали около 92% рынка, то сейчас — 70%. Остальную нишу заняли местные производители». Господин Дробиз добавляет, что в России в год потребляют около 8,5 млрд л пива, а крепкого алкоголя — менее 1 млрд л. С Вадимом Дробизом соглашается аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Он отмечает, что «доля региональных небольших производителей пива выросла»: «Премиальный сегмент, в который идет новое производство „Татспиртпрома“, скорее всего, будет пользоваться высоким спросом, но преимущественно локально». При этом он считает, что компания «займет свою нишу», поскольку у нее «есть все инструменты для продвижения продукта», в частности собственная сеть дистрибуции и договоры с розничной торговлей и заведениями общепита. Условия контракта с Konig Ludwig в АО «Татспиртпром» не раскрывают. Известно, что ранее пиво Kaltenberg в России выпускала московская компания «Очаково». В «Татспиртпроме» „Ъ“ заверили, что получили эксклюзивное право на производство и продажи этих брендов. Как полагает Кирилл Яковенко, «Татспиртпром» помимо обязательного платежа за привлечение лицензии будет делать KLI «регулярные отчисления с продаж напитка». «Учитывая, что соглашение подписано на 10 лет, речь может идти о сумме от 500 млн до 1 млрд руб.»,— предполагает эксперт. Кирилл Антонов, Ольга Кудрина

«Татспиртпром» даст пены
© Коммерсантъ в Казани