Имущество Зирганской МТС выставлено на продажу единым лотом за 3,5 млрд рублей Банкротство крупного башкирского сельхозпредприятия — АО «Зирганская МТС», начатое в 2014 году, вышло на финишную прямую. Конкурсный управляющий Зайтуна Ахияртдинова выставила на продажу единым лотом имущественный комплекс предприятия. Начальная цена определена в 3,56 млрд руб. По прогнозу экспертов, кредиторы смогут получить гораздо меньше. Первый аукцион по продаже активов АО «Зирганская МТС» назначен на 16 октября. Как следует из сообщения конкурсного управляющего, имущественный комплекс предприятия выставлен на продажу одним лотом по начальной цене 3,56 млрд руб. В его состав включена недвижимость, в том числе 26 коровников, оборудование, спецтехника, около 800 голов коров черно-пестрой и симментальской породы и другие активы. Часть из них, как следует из аукционной документации, находится в залоге у второго по величине кредитора предприятия — «Россельхозбанка», требования которого к АО оцениваются в 435 млн руб. Крупнейшим кредитором МТС является министерство земельных и имущественных отношений (более 945 млн руб.). Кроме того, в первой тройке кредиторов ФНС с суммой требований 135 млн руб. Заявки от участников принимаются до 13 октября. Уставный капитал ОАО «Зирганская МТС» составлял 74,8 млн руб. Чистые активы на начало 2016 года оценивались в 1,42 млрд руб., годом ранее — в 1,88 млрд руб. (часть имущества отошла другим госпредприятиям, например, ООО «Тавакан»). Предприятие имело диверсифицированный бизнес: специализировалось на разведении племенного КРС, для чего власти региона в конце 2000-х годов импортировали быков-производителей из Австралии, обработке сельхозугодий (более 173 тыс. га), производстве зерна. Филиалы МТС работали в восьми районах республики, парк насчитывал более 400 единиц спецтехники. Правительство Башкирии было единственным акционером АО. В 2015 году при выручке в размере 610,9 млн руб. чистый убыток общества составил 444,3 млн руб. В ноябре 2015 года премьер республики Рустэм Марданов подписал распоряжение о ликвидации Зирганской МТС. Процедура завершена не была. К этому времени в арбитраже уже рассматривался иск о признании несостоятельности МТС, направленный компанией «Карат агро» предпринимателя Анатолия Устимова, за долг в размере 566 тыс. руб. Позже этот долг перекупила компания «Регионтехносервис» председателя регионального отделения Всероссийского азербайджанского конгресса Мирзы Мохуббат оглы Дадашова. Общий объем требований кредиторов к МТС в материалах банкротного дела оценивается в 1,76 млрд руб. Конкурсный управляющий Зайтуна Ахияртдинова сообщила, что спроса на активы предприятия нет. «Это первые торги, и по закону о банкротстве я обязана выставить имущество одним лотом. Если покупателя не будет, будем его дробить на части»,— сказала она. По прогнозу замглавы администрации Мелеузовского района по АПК Рината Сайфутдинова, очень маловероятно, что активы МТС будут проданы с первой попытки. Этих денег они не стоят — «их цена от 800 млн до 1 млрд рублей», полагает чиновник. Собеседник в правительстве республики объясняет причины банкротства МТС тем, что предприятие не справилось с управлением разнонаправленным бизнесом. «После того, как стали рушиться совхозы, их активы и пассивы перешли в МТС. Предприятию пришлось заниматься не только своими прямыми обязанностями — сдачей в аренду техники, но и растениеводством, животноводством. Со временем земли стало очень много, она была растянута на несколько районов»,— отметил собеседник. «Наиболее вероятный сценарий — продажа по частям местным компаниям,— полагает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.— В принципе спрос на такие активы будет, так как сейчас хорошее время для сельскохозяйственного бизнеса». «Для такого объема имущества начальная цена завышена,— считает руководитель проектов практики «Оценка» консалтинговой группы «НЭО Центр» Елена Варламова.— Возможно, кредиторы банкрота таким образом хотят компенсировать собственные потери. В составе объектов наибольший интерес среди покупателей может быть к сельхозтехнике, элеваторному комплексу и земельным участкам». Среди возможных покупателей активов эксперт видит группы «Таврос», «Русское зерно», Башкирский птицеводческий комплекс имени Гафури. «Они активно инвестируют и приобретают активы сельхозкомпаний в республике», — отметила госпожа Варламова. «На наш взгляд, высокой конкуренции на торгах быть не должно — если на Зирганскую МТС нет покупателя целиком, цены будут значительно падать при разделении имущества на лоты»,— заключил аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев. Булат Баширов

Станционные смотрины
© Коммерсантъ в Уфе