Ближний Восток заинтересовался Дальним

Дубайский портовый оператор DP World подал заявку в ФАС на приобретение доли в транспортной группе FESCO. Никаких подробностей — в том числе выкупаемой доли — стороны не раскрывают. Аналитики полагают, что DP World интересует пакет не менее блокирующего, а часть средств от продажи доли может пойти на реструктуризацию проблемной задолженности перед держателями облигаций FESCO.

DP World хочет купить долю в FESCO
© Коммерсантъ

О том, что ФАС «плотно работает» над сделкой по возможному вхождению дубайского портового оператора DP World в капитал FESCO (оператор контейнерных перевозок, входит в группу «Сумма» Зиявудина Магомедова), сообщил в пятницу глава службы Игорь Артемьев. Чуть ранее замглавы ФАС Андрей Цыганов заявил, что ведомство начало анализ по ходатайству DP World о покупке акций FESCO. Дополнительных комментариев в ФАС не дали, в FESCO отказались от комментариев.

О том, что РФПИ совместно с DP World интересуются FESCO, сообщал в начале месяца в рамках ВЭФ-2017 глава фонда Кирилл Дмитриев. DP World уже проявлял интерес к портовым активам в РФ, в 2016 году вместе с РФПИ он пытался купить контейнерный терминал НУТЭП у группы «Дело». Кроме того, этот консорциум проявлял интерес к инвестициям в «Трансконтейнер», 25,07% которого находятся у FESCO (см. “Ъ” от 3 августа). В РФПИ вчера отказались от комментариев.

FESCO (Дальневосточное морское пароходство) — одна из крупнейших транспортно-логистических групп в России. «Сумме» принадлежит 32,5% акций, еще 23,8% — у GHP Group Марка Гарбера, 17,4% — у американского фонда прямых инвестиций TPG Group, 26,3% акций — в свободном обращении. FESCO принадлежат Владивостокский морской торговый порт, железнодорожный оператор «Трансгарант», 50% акций оператора фитинговых платформ «Русская тройка». Всего в управлении у компании около 36 тыс. контейнеров, 3,5 тыс. фитинговых платформ, 20 судов. Выручка FESCO за семь месяцев выросла на 28,7%, до $391 млн, EBITDA увеличилась на 44,6%, до $68 млн. Общий долг FESCO на конец июля — $885,8 млн.

Проблема высокой долговой нагрузки — ключевая для FESCO. В обращении находится два выпуска еврооблигаций группы на $655 млн и два выпуска рублевых бондов на 7 млрд руб., по которым компания допустила дефолт в 2016 году. Сейчас FESCO ведет переговоры с держателями рублевых облигаций о реструктуризации. После дефолта образовавшие ad-hoc-группу для совместных действий (AHG) держатели евробондов двух выпусков (с доходом 8% и погашением в 2018 году на $550 млн и с доходом 8,75% и погашением в 2020 году на $325 млн) в качестве одной из мер для увеличения ликвидности предлагали FESCO продажу 24,1% акций «Трансконтейнера» за $190 млн (см. “Ъ” от 5 сентября 2016 года). В итоге в сентябре FESCO сообщила, что согласовала с AHG условия реструктуризации: единовременную выплату $547,5 млн и обязательства привлечь инвестиции в акционерный капитал или через долговое финансирование.

В четверг FESCO сообщила, что к соглашению о фиксации намерений присоединилось более 50% держателей евробондов. Возможность присоединиться к соглашению у бондхолдеров есть до 4 октября. В документе ничего не говорится об обязательствах по продаже «Трансконтейнера», обсуждаются лишь условия рефинансирования ссуды, взятой под залог этих акций. Это может быть связано с интересом к активу «Суммы», которая не раз выражала готовность приобрести у ОАО РЖД не менее чем 25% актива и не исключала возможности выкупа контрольного пакета.

Константин Юминов из Райффайзенбанка напоминает, что DP World всегда интересовался российскими портами и владел 25% в Восточной стивидорной компании (терминал Global Ports). Скорее всего, оператору интересен пакет не менее чем в 25% FESCO, чтобы оказывать реальное влияние на ее деятельность, полагает эксперт. Но сделка возможна лишь при реструктуризации долга FESCO, отмечает господин Юминов. Он не исключает, что часть средств от продажи доли будет использована как источник реструктуризации.