«Транснефть» готовится нарастить долю в транспортировке дизельного топлива ПАО «Транснефть» начало заполнять дизельным топливом нефтепродуктопровод по проекту «Юг», реконструкцию которого ведет с 2014 года. Полностью его запитают до конца ноября, окончательно магистраль будет введена в эксплуатацию до 2020 года, когда мощность системы составит 6 млн т в год. На завершение первого этапа проекта «Транснефть» потратила 6,07 млрд руб. Общий объем инвестиций в долгосрочную программу развития, куда входит и «Юг», может составить порядка 160 млрд руб. Увеличению доли в транспортировке дизтоплива при конкуренции с железнодорожным транспортом может угрожать сопротивление тарифной политике «Транснефти» со стороны «Роснефти» и неполное заполнение трубопровода, уверены эксперты. ПАО «Транснефть» приступило к заполнению дизельным топливом стандарта «Евро-5» магистральных нефтепродуктопроводов проекта «Юг» Волгоградский НПЗ "Лукойла" – Тингута – Тихорецк – Новороссийск. Работы закончат в течение ноября, после чего начнется перекачка дизельного топлива в порту Новороссийска. Планируется, что до конца 2020 года по системе смогут транспортировать до 6 млн т в год, сообщили в компании. В рамках проекта реконструировали и очистили бывшие нефтепроводы, создали инфраструктуру по приему дизтоплива из вагоноцистерн на ж/д станции «Тингута» в Волгоградской области, что позволит перекачивать по магистрали топливо от заводов, не подключенных к системе нефтепродуктопроводов. Первый этап проекта «Юг» практически завершен на территории Краснодарского края. Согласно годовому отчету за 2016 год, на эти цели Транснефть потратила 6,07 млрд руб. Сумма израсходованных по проекту в этом году средств не раскрывается. На втором этапе («Юг-2») будет достроен новый участок нефтепродуктопровода от Волгограда до Тихорецка протяжённостью 495 км. По данным источника „Ъ-Кубань“ в компании, общий объем инвестиций в долгосрочную программу развития до 2020 года, в которую вошли проект «Юг», «Север» и строительство НПП «Кстово-Нагорная», запланирован на уровне 160 млрд руб. По данным эксперта-аналитика АО "Финам" Алексея Калачева, сейчас доля ПАО «Транснефть» в перевозках светлых нефтепродуктов российских НПЗ составляет около 26 %, а основной конкурент - железнодорожный транспорт (60 %). Доля компании на рынке перевозок светлых нефтепродуктов на экспорт составляет 47 %, в частности на рынке экспорта дизельного топлива от НПЗ, подключенных к системе магистральных нефтепродуктопроводов - 81 %. "С окончанием второго этапа, на который компания потратит в общем 12,2 млрд руб., будет сдана сливная ж/д эстакада на ГПС «Тингута» под Волгоградом. «Транснефть» сможет принимать в нефтепродуктопровод топливо от НПЗ, не подключенных к ее системе, и доля компании еще увеличится", - считает эксперт. "Ключевое влияние, которое окажет на рынок нефтепродуктов запуск проекта «Юг» - сделки на бирже можно будет совершать в формате «поставка против платежа», то есть с момента покупки нефтепродукта и до его отгрузки будет проходить примерно два дня. Это очень быстро, и означает, что цены на них станут менее волатильными, на рынке будет больше ликвидности, что очень выгодно для нефтетрейдеров", - считает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. "Нефтепродуктопровод также позволит подключать к нему новые нефтеперерабатывающие заводы, например, Московский НПЗ, появится возможность продавать топливо в те регионы, где есть дефицит. Его можно будет отгружать из нефтепровода в автоцистерны и заполнять московские топливные магистрали, снабжая, например, аэропорты. Доля Транснефти в транспортировке дизельного топлива на внутренний рынок от подключенных НПЗ может вырасти до 31%, а в транспортировке дизельного топлива на экспорт - до 87%, общая доля в транспортировке нефти и нефтепродуктов в России может достигнуть 90-92%", отмечает собеседник „Ъ-Кубань“. "Угрозой проекту может быть только позиция «Роснефти», которая часто несогласна с тарифами на прокачку. «Транснефти» не удается заполнить трубопровод полностью, из-за чего идут финансовые потери. Достичь окупаемости и получить прибыль получится только при сохранении нормы рентабельности нефтепродуктопровода при полном заполнении", - заметил Алексей Антонов. По данным начальника управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгия Ващенко, на второй этап проекта «Юг» - строительство МПНН Волгоград – Тихорецк, компания потратила свыше 17 млрд руб. за два года, в дальнейшем вложит порядка 32-35 млрд руб. "Прокачка нефтепродуктов увеличивается, за пять лет она выросла на 22%, на экспорт почти на 40%. Проект «Юг» увеличит ее объем на 6-11 млн т в год, максимум - на треть всего объема 2016 года. Таким образом, совокупная выручка ПАО «Транснефть» вырастет не менее, чем на 5% без учета индексации тарифов", отметил эксперт. "Запуск нефтепродуктопровода также сократит долю РЖД в перевозках на 6-11 млн т в год по мере ввода в действие участков трубопровода. Подключение Волгоградского НПЗ сократит объем перевалки по железной дороги еще примерно на 1,2 млн т ", - отметил собеседник. Сергей Лапшин

«Юг» закачает на экспорт
© Коммерсантъ в Краснодаре