Тариф «Инфляция плюс плюс»

Правительство, вопреки ожиданиям, не утвердило вчера инвестпрограмму и финансовый план — решение по ключевому вопросу индексации тарифов на 2018 год отложено. Сейчас оба документа сверстаны из расчета индексации тарифа в 3,9% с сохранением в нем надбавки в 2%, которую должны были отменить с января, и с прибавлением еще 1,9% дополнительной индексации для снятия инфраструктурных ограничений. Но Белый дом обещает принять решение до конца месяца, в итоге и инвестпрограмма, и финплан монополии без тарифной основы пока повисли в воздухе.
В РЖД попросили две надбавки на 2018 год
Фото: КоммерсантъКоммерсантъ
Правительство вчера рассмотрело инвестпрограмму ОАО РЖД на 2018 год на 580 млрд руб., но окончательно так и не утвердило: итоговая индексация тарифа на грузоперевозки еще будет обсуждаться на отдельном совещании у . Оно, по словам главы ОАО РЖД Олега Белозерова, должно пройти не позже начала декабря. «Подходы одобрены, а уточнение и дополнительные настройки еще предстоит произвести»,— сказал топ-менеджер.
ОАО РЖД выдало вчера правительству конечные параметры запрашиваемой индексации тарифа на грузоперевозки. Как сообщил в докладе Олег Белозеров, компания, по-прежнему предлагая долгосрочную формулу индексации по принципу «инфляция минус 0,1%» (подробнее см. “Ъ” от 10 октября), на 2018 год просит установить ее «в размере 3,9% при сохранении в базе индексации целевой надбавки на ремонт в размере 2%». Эта надбавка должна была, по решениям еще 2016 года, исчезнуть из тарифной базы, но ОАО РЖД давно предлагает ее не исключать. Как пояснил глава , при индексации согласно параметрам прогнозов социально-экономического развития РФ (4% с учетом отмены целевой надбавки в 2%) доходы ОАО РЖД по перевозкам снизятся на 56 млрд руб.
Но сохранение надбавки в тарифной базе — не единственное, чего просило ОАО РЖД. «Просим рассмотреть в 2018 году как переходный период для завершения начатых мероприятий по обновлению и снятию инфраструктурных ограничений в базе инвестнадбавку в размере 1,9%,— добавил господин Белозеров.— Это 26 млрд руб. Это решение позволит при наших возможностях по ковенантам заимствовать дополнительные средства, и это уже превращается в 70 млрд руб.». Таким образом, реально запрашиваемая ОАО РЖД индексация составляет 5,8% к уровню 2017 года, а не 2%, как предполагалось исходя из социально-экономического прогноза. В замечают, что ОАО РЖД просило реальную индексацию 8% к решениям премьера от 2 декабря 2016 года.
Монополия при этом пообещала ряд мер по снижению нагрузки на грузоотправителей: уменьшить на 20% экспортную надбавку (максимальный предел надбавки в рамках тарифного коридора составит не 10%, как сейчас, а 8%), не индексировать инфраструктурный тариф для пассажирских перевозок дальнего следования и распространить единый тариф на «Железные дороги Якутии». Также, в случае принятия его предложений, ОАО РЖД пообещало в 2018 году сократить расходы на 80 млрд руб., поднять производительность труда на 5% и реализовать до 2025 года инвестпрограмму в 5,8 трлн руб. «При этом мы готовы начать реализацию проекта по транспортному переходу на Сахалин и приступить к строительству высокоскоростной магистрали Москва—Владимир»,— заявил господин Белозеров.
Максим Соколов, согласившись принять и параметры долгосрочной индексации, и сохранение надбавки в 2% в тарифной базе, заявил, что «вопрос по дополнительной надбавке предлагается проработать в течение следующего года и оценить дополнительно». По итогам совещания он сообщил, что вопрос о надбавке поручено дополнительно проработать и доложить на совещании у премьера до конца года. «Параметры допнадбавки должны быть сбалансированы с другими макроэкономическими решениями, в том числе и с влиянием на инфляцию, и с другими решениями правительства»,— говорит он.
«Прежде чем просить повышения тарифа, ОАО РЖД должно решить проблемы невывоза грузов, за счет скидок привлечь клиентов на железную дорогу,— говорит замглавы ФАС .— Второе — поработать с издержками и выйти в лидеры по эффективности закупок с сегодняшних — более чем скромных — показателей экономии. Третье — диалог с потребителями надо вести честно, без лукавства». По его словам, ФАС не понимает, почему предлагается тариф с превышением инфляции более чем на 4% в 2018 году, а потом более 40 лет по 0,1% снижается до текущего уровня в сопоставимых ценах. «Какая же это “инфляция минус”?» — удивляется чиновник.
По мнению заместителя гендиректора ИПЕМ Владимира Савчука, сокращение запланированных источников инвестирования, включая отставание темпов индексации в 2018–2020 годах от заложенных в инвестпрограмме ОАО РЖД, являются одним из существенных рисков ее реализации.
18+