Муниципалитеты Урала набрали слишком много кредитов

Занять для контрагента По словам Голиковой, наблюдается заметное снижение госдолга регионов. Так, с января по октябрь он уменьшился на 141 миллиард рублей, или на шесть процентов. А вот объемы муниципальных долгов такой позитивной динамикой похвастаться не могут. - На 1 октября 2017-го их объем по всей стране достиг 354 миллиардов рублей, во втором полугодии этот показатель увеличился в 41 субъекте Федерации, больше всех - в Курганской области, - отметила председатель Счетной палаты. По данным Минфина РФ, рост муниципальных долгов за год составил 101,9 процента. "В среднем по больнице" кажется немного, но, если рассматривать каждый регион в отдельности, можно наткнуться на весьма любопытные цифры. К примеру, в ЯНАО показатель уменьшился почти на 40 процентов по сравнению с 2016-м, а в Зауралье, напротив, поднялся, причем сразу на 242 процента. В структуре муниципального долга превалируют коммерческие кредиты: на их долю приходится 57,2 процента всех денег, что занимают муниципалитеты. Это и понятно: у банков, в отличие от региональных бюджетов, свободные деньги, как правило, есть. Но и брать кредиты у них не так выгодно: сегодня ставка колеблется в районе девяти процентов годовых, в то время как стоимость бюджетных займов может составлять сотые доли процента. На что занимают? На покрытие кассовых разрывов и дефицита бюджета, на перекредитование по более выгодным ставкам, если живется совсем тяжело - еще и на оплату обязательств перед контрагентами. Среди регионов УрФО таких бедных территорий больше всего опять-таки в Курганской области. - Заемные средства, привлеченные муниципалитетами, направлены на финансирование первоочередных расходов местных бюджетов, в том числе на расчеты с предпринимателями по исполненным контрактам, - заявила "РГ" руководитель пресс-службы правительства Курганской области Ольга Сапожникова. Не секрет, что Зауралье - небогатый дотационный регион. Свободных денег там нет даже в областной казне, не говоря уже о городах. В прошлом году общая сумма кредитов, выданных территориям, составила всего четыре миллиона рублей. Все эти деньги были бюджетными. Нынче городам не смогли одолжить и такой суммы, так что им пришлось идти в банки и занять там 332 миллиона рублей. По словам Ольги Сапожниковой, наибольший долг сложился у администрации Кургана: 236 миллионов рублей, но долги административных центров в соседних регионах на порядок больше. Деньги условные и реальные Действительно, муниципальный долг Челябинска на 1 ноября 2017 года был равен 3,86 миллиарда рублей, причем 3,55 из них - банковские кредиты. Бюджет Екатеринбурга на 2017 год сверстан с учетом долга в 2,23 миллиарда рублей, но большая часть суммы приходится на муниципальные гарантии. В соответствии с Бюджетным кодексом они должны учитываться в общем объеме долга городской казны, хотя фактически заимствованиями не являются. Как пояснил "РГ" Дмитрий Толмачев, директор Высшей школы экономики и менеджмента УрФУ, эти деньги зарезервированы в качестве обеспечения по сделкам муниципальных предприятий с контрагентами и могут быть потрачены на оплату по договорам в случае, если МУПы не смогут рассчитаться сами. Если же такого не случится, то вся сумма останется в казне. По данным Анны Турунцевой, начальника департамента финансов администрации Екатеринбурга, верхний предел муниципального долга на 1 января 2019 года составит 2,34 миллиарда рублей, из которых лишь 371 миллион, возможно, будет взят в кредит. Эти "псевдодолговые" муниципальные гарантии портят всю статистику по Свердловской области. Если верить ей, то получается, что 40 процентов всего муниципального долга по региону приходится на Екатеринбург, хотя фактически гораздо больше занимают Нижний Тагил (849 миллионов рублей) и Каменск-Уральский (412 миллионов). Муниципалитеты готовы брать в долг, чтобы покрыть кассовые разрывы, бюджетный дефицит, оплатить контракты или перекредитоваться. В УрФО таких территорий больше всего в Зауралье Мэр танкограда Сергей Носов поделился с "РГ" своими размышлениями по поводу сложившейся ситуации. По его мнению, текущая кредитная нагрузка муниципалитета - следствие разбалансированной бюджетной политики. - Бюджет города на протяжении нескольких лет исполнялся в условиях нестабильного финансового положения. Сложилось оно в том числе из-за того, что городу завысили расчетные параметры по налоговым доходам, а расходные полномочия, напротив, занизили. В итоге сумма, которую насчитало правительство Свердловской области, составила лишь 60 процентов от минимальной потребности на решение вопросов местного значения, - заявил он.енег не хватало, а майские указы президента надо было исполнять. Большинство проектов требовало софинансирования в пропорции один к одному, так что городские власти были вынуждены привлекать кредиты и увеличивать долг. За три года, с 2013-го по 2016-й, он вырос на 63 процента и составил почти 945 миллионов рублей. А 1 января 2017-го - уже 1,48 миллиарда. За неполный год сумму удалось сократить на 650 миллионов: нашли дополнительные источники поступлений в бюджет и за счет этих средств досрочно гасили кредиты. Сейчас свободных денег нет, так что в 2018-м долг Нижнего Тагила, скорее всего, снова вырастет. Причем его львиную долю составят банковские кредиты, ставка по которым сегодня равна 8,82 процента годовых. За 10 месяцев только на обслуживание займов бюджет потратил почти 102,8 миллиона рублей. Реструктуризация не панацея Понятно, что Нижний Тагил заинтересован в замещении коммерческих кредитов бюджетными. Это, по подсчетам местных финансистов, позволило бы сократить расходы на обслуживание муниципального долга более чем на 121 миллион рублей в год. Условия бюджетного кредитования более комфортные: ставка - 0,01 процента годовых, срок - три года, но сумм, которые готова выделить область для удовлетворения потребностей второго по величине города на Среднем Урале, не хватает. И другие регионы тоже пока не планируют увеличивать объемы заимствований для муниципалитетов. Причина проста - лишних денег нет. Зато для банков - раздолье. По информации уральского подразделения крупнейшего коммерческого банка в стране, общая сумма кредитов, предоставленных 15 муниципалитетам Челябинской и Свердловской областей, сегодня превышает шесть миллиардов рублей. Так что, даже если призыв Татьяны Голиковой рефинансировать бюджетные кредиты муниципалитетов найдет отклик у властей регионов УрФО, существенно ситуацию это не изменит. Кстати В Свердловской области программа реструктуризации муниципальных долгов с частичным списанием действует с 2008 года. За это время реструктурировано 4,4 миллиарда рублей, из них 2,8 миллиарда списано. В 2017-м сумма реструктурированных долговых обязательств муниципалитетов составила 452 миллиона рублей, половина этих денег была списана. мнение Андрей Пшеницын, министр финансов Челябинской области: - Для нас вопрос реструктуризации бюджетных долгов местного самоуправления нельзя назвать актуальным. Долг муниципальных образований перед областью несущественен - 550,6 миллиона рублей. Практически вся сумма - займы Челябинска и Магнитогорска. В соответствии с графиком кредиты должны быть погашены в 2018 году. Текущее финансовое положение территорий достаточно устойчивое, так что у нас нет сомнений в своевременном погашении.

Муниципалитеты Урала набрали слишком много кредитов
© Российская Газета