"Сапсаны" для Крыма: компания Siemens может заключить очередной контракт с Россией

Факт переговоров РЖД и Siemens на дополнительную поставку 11 поездов «Сапсан» говорит о том, что конфликт, который разгорелся из-за поставки турбин для ТЭЦ производства этой немецкой компании в Крым, постепенно сходит «на нет» – считает эксперт-германист Александр Камкин.

"Сапсаны" для Крыма: Siemens ведет переговоры с РЖД
© w3.siemens.ru

Siemens возвращается в Россию после скандала с турбинами

Примечательно, что по самому факту поставки уже есть договоренность, причем дискуссия идет о том, какое количество вагонов будет стоять в поездах, которые по этому контракту будут поставлены в Россию.

Эти переговоры «отлично» коррелируют со скандалом с турбинами Siemens в Крыму, вследствие которого, эта германская компания даже заявила о том, что сокращает до минимума свою коммерческую деятельность в нашей стране. Впрочем, изначально было ясно, что это было сделано специально для того, чтобы обезопасить себя от американского санкционного пакета по энергетике, который был недавно назад принят Конгрессом США.

Например, из-за этого дочерняя компания Siemens в России даже подала претензию в Арбитражный суд города Москвы, на которую ей вчера данный судебный орган вынес отрицательное решение.

Все это говорит о том, что Siemens в реальности не только не собирается уходить с российского рынка, но и собирается в будущем увеличить на нем свое участие, причем это соответствует линии всего бизнеса Германии.

Между Россией и Siemens существует общее рамочное соглашение

Ведущий научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН Александр Камкин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что не нужно здесь забывать про то, что Siemens – это чрезвычайно большой холдинг, причем его дивизионы автономны и ведут самостоятельную деятельность.

Таким образом, с дальнейшей закупкой турбин Siemens для наших ТЭЦ действительно могут возникнуть проблемы, а это важное обстоятельство, поскольку данная техника у нас используется не только в Крыму, но и по всей в России. При этом, по другим сделкам у нас явно не будет трудностей с этой немецкой компанией.

«Поэтому не стоит удивляться тому, что сейчас идет расширение общего объема контрактов в рамках этого рамочного соглашения, которое ранее было заключено с Siemens со стороны правительства РФ, а также государственной корпорации «Ростех». Это соглашение носит общий характер и не затрагивает тех вопросов, которые имеют непосредственное отношение к санкциям», - констатирует Камкин.

Что касается данных поездов, то пока неясно, по какому направлению они будут курсировать, и здесь немцев интересует разве что вопрос, а попадут ли они затем по Керченскому мосту в Крым или нет.

Выгода от российского рынка перекроет для Siemens все возможные издержки

«В целом, эта сделка показывает, что Siemens не собирается уходить из России. И здесь необходимо разделять необходимость данной немецкой компании выполнять те ограничения, которые сегодня наложены в Европе на торговлю с Россией и общую привлекательностью российского рынка. Очевидно, что весь немецкий бизнес заинтересован в сотрудничестве с нашей страной», - заключает Камкин.

Очевидно, что скандал с турбинами означает для Siemens серьезные репутационные потери, и именно с этим обстоятельством и связаны все действия данной компании в информационном и судебном плане.

«Кстати говоря, эта ситуация накладывается на масштабное переоснащение российских железных дорог новой техникой – мы видим двухэтажные экспрессы в Москве, новые поезда на дороги в Нижний Новгород и Казань, поэтому все это очень большие деньги даже для компании Siemens», - резюмирует Камкин.

Данное обстоятельство еще раз подтверждает тот факт, что санкции-санкциями, а возможные дивиденды от российского рынка все равно перекроют для немецкого бизнеса любые возможные политические издержки.

Германия между идеологией и бизнесом всегда выберет второе

«Впрочем, даже если взять Крым, то и здесь можно найти способ обхода существующих ограничений – например, поменять шильдики у «Сапсана» и сделать другие манипуляции в этом духе», - констатирует Камкин.

В связи с этой историей, возникает вопрос, а не свидетельствует ли факт данной сделки о том, что бизнес из Германии начинает постепенно «возвращаться» в Россию, т.е. наращивать объем наших внешнеторговых контрактов и, соответственно, увеличивать уровень своего участия в российской экономике.

«Эта ситуация накладывается на положение дел внутри Германии, поскольку со времени введения санкций против России существует разнонаправленность интересов проатлантистского политического класса в Германии в лице канцлера Ангелы Меркель, а также, допустим, «Зеленых», и немецкого бизнеса, который настроен на продолжение, сохранение и углубление работы с Россией», - заключает Камкин.

Кстати говоря, в отношении России здесь делается исключение, поскольку мы прекрасно знаем по тем скандалам, которые периодически разгораются в Германии, что Берлин готов вести бизнес с кем угодно, невзирая на постулаты своей внутренней и внешней политики, а также прочие ценности и идеалы.

«В частности, это ситуация с военными поставками в Саудовскую Аравию, которая сегодня ведет войну в Йемене. Она имеет крайне спорный характер с идеологической точки зрения и противоречит политическим принципам, которые сегодня официально пропагандируются в Германии», - резюмирует Камкин.

Соответственно, Россия здесь не исключение – такие конфликты интересов между политикой и бизнесом случаются в Германии постоянно, вследствие чего, в действиях Siemens нет ничего удивительного.