Банки.ру: рейтинг российских автокредитных банков по итогам 2017 года

Согласно данным НБКИ и аналитического агентства «Автостат», 2017 год выдался для российского рынка автокредитования успешным: каждый второй автомобиль покупался в кредит, за счет чего рынок смог не только вернуться к докризисным показателям, но и достиг рекордного объема выдач, прирост которых по сравнению с уровнем 2016 года составил более 52%. Продуктовый виджет Анкеты для участия были разосланы топ-100 банков по объему розничного кредитного портфеля, а также предыдущим участникам рейтинга. По итогам года в рейтинге приняли участие 25 банков и две банковские группы (в первом полугодии участвовали 22 банка и две банковские группы), в связи с чем нами было принято решение выделить в каждом из рассматриваемых нами в рейтинге показателей (объем автокредитных портфелей, уровень просрочки по ним, объем и количество выдач в территориальном разрезе, по цели кредитования, виду транспортных средств и в рамках программы госсубсидирования) 15 крупнейших игроков (по итогам первого полугодия мы выделяли топ-10 банков). По итогам 2017 года первое место по объему портфеля автокредитов ожидаемо заняла группа Сбербанка России (включает Сбербанк России и Сетелем Банк) с совокупным портфелем в размере 102,5 млрд рублей. На второй позиции оказался банк ВТБ 24 (с 1 января 2018 года присоединился к банку ВТБ) с портфелем автокредитов в размере 99,3 млрд рублей, показавший наибольший прирост портфеля среди игроков первой тройки во втором полугодии и вытеснивший с этой позиции группу Societe Generale (SG) в России (в нее входят Росбанк и Русфинанс Банк). Закономерно, что среди всех участников рейтинга существенный прирост автокредитного портфеля показали монолайнеры: МС Банк Рус, Тойота Банк, Сетелем Банк, БыстроБанк и т. д., при этом абсолютный рекорд поставил Балтинвестбанк, который смог нарастить свой портфель за второе полугодие на 126%. Кроме этих игроков в число «заавтокредитованных банков» ожидаемо входят Русфинанс Банк, БМВ Банк, Плюс Банк. Обращает на себя внимание и прирост портфеля автокредитов Совкомбанка (51%), за счет которого банк смог занять четвертую строчку по этому показателю, сместив ЮниКредит Банк и Тойота Банк на одну позицию вниз (смотреть таблицу). Несмотря на то что в 2017 году эксперты отмечали существенный рост просрочки в сегменте автокредитования (по данным НБКИ, ее среднее значение выросло на 21% по сравнению с 2016 годом и на 7% — с 2014-го), по итогам года максимальный уровень просрочки топ-10 банков с ее наименьшей долей в портфеле составил 5,34% (по итогам первого полугодия — 12,5%). Участники рейтинга (данные предоставили все банки, за исключением четырех крупных игроков) показали средний уровень просрочки в размере 13,9%, а рекордно низкое ее значение отмечено у РНКБ — всего 0,01% от объема портфеля. Связано это с тем, что банк начал развивать автокредитование относительно недавно, в мае 2017 года (смотреть таблицу). За 2017 год банки — участники рейтинга совокупно выдали автокредитов на 413,8 млрд рублей. Следует отметить, что, согласно данным бюро кредитных историй «Эквифакс», в целом по рынку было выдано 420 млрд рублей. За место под солнцем по этому показателю велась ожесточенная борьба, в результате которой по итогам второго полугодия ВТБ 24 смог подняться с третьей строчки на первую позицию (по итогам первого полугодия ее занимала группа Сбербанка России). Однако благодаря рекордному количеству декабрьских выдач группа Сбербанка России смогла вернуть себе лидерство по итогам года, в то время как группа Societe Generale в России в гонке объемов стала третьей (смотреть таблицу). Всего за 2017 год участники рейтинга выдали 615 тыс. автозаймов. В целом по рынку, согласно информации «Эквифакс», было выдано 655 тыс. займов, а по данным НБКИ — 713 тыс. кредитов. Примечательно, что, проиграв гонки портфелей и объемов, группа Societe Generale смогла удержать свое первенство по этому критерию. Заметим, что ВТБ 24 активно наращивал свою долю и в этом направлении, став первым по итогам второго полугодия, но, выдав на 609 тыс. кредитов меньше, чем соперник, по итогам года. При сохранении у ВТБ аналогичных темпов развития в автокредитовании в текущем году вполне можно ожидать, что он будет лидером по его итогам. Заметим, что Примсоцбанк и БМВ Банк предоставили данные по объему и количеству выданных кредитов только за второе полугодие 2017 года, в связи с чем по итогам года по данным критериям мы их не оценивали. В целом же рост рынка в 2017 году наряду с бессменной тройкой лидеров обусловили Совкомбанк, ЮниКредит Банк и Тойота Банк (смотреть таблицу). Преимущественная доля всех выданных в 2017 году автозаймов пришлась на регионы: в Москве и области, как и по итогам первого полугодия, была выдана только треть кредитов. Большинство участников рейтинга выдают кредиты на покупку новых легковых машин (по данным экспертов, доля таких кредитов выросла по итогам года на 16%). Существенный объем кредитования подержанных автомобилей характерен только для бизнеса Плюс Банка и банка «Первомайский», а займы на покупку коммерческого транспорта выдает лишь треть участников рейтинга, но их средняя доля в общем объеме выдач не превышает 7%. «Мотокредиты» предоставляют только пять банков, совокупно выдавших за 2017 год 463 таких займа. Безусловным драйвером года стала госпрограмма: ее доля в общем объеме выдач составила 47,8%, а доля кредитов с субсидией в общем количестве выданных займов превысила 52%. Закономерно лидировала в этом сегменте первая пятерка автобанков: на них пришлось более 87% от общего объема и количества предоставленных участниками рейтинга субсдированных займов. «Помимо накопленного действия госпрограммы рекордный рост рынка автокредитования в 2017 году был связан с постепенным снижением Банком России ключевой ставки, благодаря которому банки активно корректировали ставки по программам без субсидирования. Также ключевыми факторами, обусловившими динамику рынка, можно считать смягчение кредитными организациями требований к первоначальному взносу заемщиков и запуск ряда спецпредложений с автосалонами. Заметим, что в 2018 году рынок вряд ли сможет побить установленный рекорд: госпрограмма в ее текущем виде, без субсидирования ставок, вряд ли будет иметь высокий спрос», — добавляет ведущий эксперт по кредитным продуктам Банки.ру Инна Солдатенкова.