Запрет на продажу лекарств в продуктовых магазинах может нарушить планы "Магнита"

Власти РФ отклонили законопроект, которым предлагалось разрешить продажу лекарственных препаратов, не требующих рецепта, в продовольственных магазинах. Это решение срывает планы Магнита по экспансии на рынок аптечного ритейла. После решения о покупке фармдистрибьютора СИА Групп компании планировала интегрировать аптеки также в гипермаркеты и магазины «у дома», что могло бы привести к созданию крупной аптечной сети без значительных затрат и позволило бы Магниту стать одним из крупнейших игроков в сегменте. По данным на 31 марта 2018 года, продуктовый ритейлер управлял 16,6 тыс. торговых точек, 12,3 тыс. из которых — магазины в формате «у дома». На текущий момент рынок лекарств фрагментирован, хотя консолидация отрасли идет быстрыми темпами. На долю крупнейших фармпроизводителей в 2010 году приходилось 16% рынка, а в 2016-м — уже 33%. При этом в 2017 году доля продаж крупнейшего игрока в России компании Протек достигла 18,1%. Продажи лекарств через аптеки в 2017 году составили 941 млрд руб., так что Магнит с помощью своих супермаркетов мог бы занять на этом рынке 15% (включая долю СИА Групп, равную 5%) и стать вторым игроком после Протека. Это позволило бы увеличить выручку компании на 100 млрд руб. (+8%). Отмечу, что продажа лекарств в супермаркетах является обычной мировой практикой. Крупные американские ритейлеры, такие как Kroger, Albertson и Wal-Mart, в данном сегменте бизнеса генерируют 9,5%, 9% и 4% выручки соответственно, но этот путь не удастся повторить Магниту. Данная новость негативна для котировок крупнейшего российского ритейлера, акции снижаются в цене на 0,15% до 4608 руб., в то время как капитализация Протека подрастает на 1,1%.