Deutsche Bank дважды ошибся в письме российскому правительству

Письмо Deutsche Bank правительству России с угрозами разорвать отношения и предоставить информацию "о фирме" похоже на недоразумение. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал доцент кафедры банковского бизнеса и инновационных финансовых технологий, кандидат экономических наук Международного банковского института Александр Щелканов.

"История с письмом Deutsche Bank российскому правительству по меньшей мере странная и похожа на недоразумение. В первую очередь потому, что неверно адресовано – кабмин страны не отвечает за исполнение федерального закона №115 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в рамках которого послание направлялось. В России за выполнение пунктов ФЗ-115 отвечает Центробанк – именно ему должна направляться подобного рода корреспонденция. При этом Deutsche Bank называет российское правительство фирмой – это тоже явное недоразумение. Послание в рамках практики ​"знай своего клиента" (Know your customer, KYC) подразумевает запрос относительно какой-то компании, финансовые операции которой банку кажутся подозрительными. Точно такие же запросы рассылает Центробанк РФ в отношении деятельности банков в нашей стране. Другими словами, лондонскому отделению немецкого банка могла показаться подозрительной работа одной из фирм РФ, но с адресатом и содержанием уточняющего письма просто ошиблись", - отмечает аналитик.

Лондонское отделение Deutsche Bank 27 июня направило в правительство России письмо, в котором сообщило, что в рамках KYC анализирует предоставляемые правительству России услуги и имеющиеся у него документы. Представитель Минфина подтвердил получение письма. Банк попросил кабмин в течение месяца связаться ним, в противном случае он "может потребовать от нас прекратить наши деловые отношения". Направленное в рамках практики KYC письмо с содержало просьбу предоставить "самую свежую информацию от вашей фирмы". Месячный срок истек, правительство РФ на послание не ответило.

"В рамках двусторонних отношений во всем мире действует система KYC, это нормальная практика. В РФ она регламентирована ФЗ-115. Идентификация клиента обязательна, чтобы исключить нелегальные махинации и сокрытие движения средств, а также незаконные финансовые операции. В рамках деловых взаимоотношений эта практика подразумевает двусторонние запросы о юридических лицах и их сделках, ничего из ряда вон выходящего здесь нет. Также российские банки отслеживают операции компаний на счетах и в случае сомнений в законности отправляют данные на мониторинг. После чего следует решение приостановить операцию или разрешить ее. Однако в рамках геополитической напряженности в мире, на фоне санкций, торговых войн и всеобщего противостояния банальные ошибки быстро политизируются. Любое недоразумение интерпретируют как угрозы и предсказывают разрыв отношений. Думаю, именно это и случилось в случае с ошибочным письмом немецкого банка", - считает специалист.

Deutsche Bank и Россия

KYC подразумевает, что банк идентифицирует клиента перед проведением каких-либо операций. Информация о клиентах должна периодически обновляться, отмечает Deutsche Bank, ссылаясь в письме на собственную политику. В банке сказали, что "регулярные формальные проверки всех партнеров по всему миру являются стандартной мерой в рамках KYC-процедур". При этом несколько месяцев назад в правлении Deutsche Bank заверили, что для него Россия "остается одним из самых перспективных и значимых рынков в Европе".

Deutsche Bank неоднократно участвовал в качестве организатора выпусков облигационных займов, а по ряду выпусков он выступал фискальным агентом. Экономисты уже предположили, что правительство осталось в базе данных банка, и письмо в кабмин пришло по ошибке. Ка бы то ни было, даже при отсутствии ответа России на письмо с требованиями немецкие банкиры, насколько известно, больше никаких уведомлений в Москву не направляли.

"Вся история похожа на абсурд и вызывает больше вопросов, чем имеется информации. Процедуры KYC работают, но они вполне четкие и стандартные – кто и какого рода финансовые процедуры провел, насколько это было легально. В этом нет политики – чисто финансовые отношения, к которым правительство РФ просто не может иметь отношения. Из деятельности Deutsche Bank же мы видим, что компания заинтересована в присутствии на российском рынке. Иностранный капитал, который боялся рисков, покинул РФ еще на фоне кризиса 2008-09 годов. Последний массовый "исход сомневающихся" состоялся в 2014-15 годах на фоне введения первых санкций против Москвы. Все, кто не ушел тогда, явно продемонстрировали, что готовы работать в России и расширять присутствие. Российский рынок привлекателен своей доходностью – она выше, чем в той же Европе, хотя больше и риски. Но многие представители иностранного капитала считают такое соотношение благоприятным для своей работы - Deutsche Bank в их числе. Компания не демонстрирует желания уйти с российского рынка – наоборот, старается развиваться. Вся история со странным письмом стала громкой из-за того, что ей придали политический окрас, при котором любое недоразумение вызывает "круги на воде" и кривотолки", - заключает Александр Щелканов.