Прибыльные, но лишние. Зачем «Уралвагонзавод» избавляется от не самых проблемных активов

В самом УВЗ «ФедералПресс» подтвердили дальнейшие планы по избавлению от лишнего имущества, однако раскрывать их не стали. Не сообщили в корпорации и никаких подробностей об уже состоявшихся сделках. «По итогам этого года компания ожидает консолидированную прибыль, как и в прошлом. Эти тенденции сохраняются в том числе благодаря тому, что УВЗ активно сокращает издержки, избавляется как от непрофильных, так и профильных активов, которые избыточны для корпорации. На самом предприятии расширяется производство и идет набор персонала. Действительно, в последнее время УВЗ вышел из капитала Тверского вагоностроительного завода, Каменск-Уральского литейного завода и «УВЗ-Логистик». В перспективе предполагается выставить на продажу другие активы, которые не являются для предприятия жизнеобеспечивающими. Продажа этих активов согласованна с главным акционером – госкорпорацией «Ростех» и будет производиться в соответствии с утвержденными планами», – заявили в УВЗ. Индустриальный директор кластера «Вооружение» госкорпорации «Ростех» Сергей Абрамов раньше рассказывал «Интерфаксу», что в 2016 году, когда УВЗ попал под управление «Ростеха», убыток корпорации составил 16 млрд рублей. В 2017-м предприятие вышло в прибыль на уровне 1,3 млрд. В этом году в «Ростехе» рассчитывают полностью покрыть убыток предприятия и выйти в плюс на 1 млрд. Известно, что доли трех предприятий, из которых вышел УВЗ, не выставлялись на свободную продажу, а были приобретены в результате переговоров. По данным отчетности двух предприятий, они не были убыточными и не висели на УВЗ мертвым грузом. «УВЗ-Логистик» – это транспортное подразделение УВЗ, которое действительно приносило предприятию серьезные убытки. Во время падения спроса на подвижной состав в 2014-2015 годах именно этой «дочке» поставлялись вагоны, то есть предприятие покупало их у самого себя. В том же 2016 году компания получила убыток в 5,4 млрд рублей. СМИ сообщали, что на ней лежат долги в 28 млрд и поручительства на 90 млрд. В апреле этого года компания была продана и переименована в ООО «Модум Транс». Покупателем стала компания «Инвест Логистика», которую контролирует предприниматель Александр Самусев. Сейчас «Инвест Логистика», судя по данным ИАС Seldon.Basis, владеет 75 % предприятия. Оставшиеся 25 % принадлежат ООО «УК ПНК» – компании Артема Чайки, сына генпрокурора Юрия Чайки. Г-на Самусева в прессе называют «одним из основателей ЮКОСа» и бизнес-партнером Чайки-младшего. В ТВЗ корпорация имела долю в 42,47 %, которая в марте была продана «Локотех-Сервису». Контрольным пакетом акций (50,64 %) завода через ООО «Сапфир» и прежде владел «Трансмашхолдинг», связанный с «Локотех-Сервисом». Теперь завод почти полностью перешел под контроль альянса ТМХ и «Локотеха», акциями (93,11 %) с августа распоряжается родственный им кипрский офшор Plentova Holdings Ltd. Убыток ТВЗ по итогам 2016 года составил почти 200 млн, но 2017-й завод закончил уже с прибылью в 616 млн. Доля в 60 % в КУЛЗ была передана другой структуре «Ростеха» – холдингу «Технодинамика». Объясняется, что предприятие по профилю ближе именно этой структуре, специализирующейся на авиационном оборудовании. Это предприятие, судя по отчетности, было прибыльным: в 2016-м оно принесло 140 млн, в 2017-м – 163 млн. У УВЗ остается большой выбор активов для реализации: за ним числится еще 16 дочерних организаций, у многих из которых также есть аффилированные предприятия. Наблюдатели отмечают, что корпорация решила отделаться от производств, не работающих на центральный конвейер, однако пока продает наиболее перспективные активы, покупателей на которые долго искать не приходится. За их счет УВЗ удастся быстро погасить долги, однако оно лишает себя возможных точек роста. Екатеринбургский экономист Константин Селянин сказал «ФедералПресс», что о последствиях продажи предприятий УВЗ можно говорить только после глубокого всестороннего анализа этих активов: «Сама по себе статистика убыточности или прибыльности не говорит о ценности актива. Надо видеть, что тот или иной актив может представлять через несколько лет. Если у него есть возможности для развития в составе этого предприятия, то продажа может действительно обернуться потерями. Нельзя однозначно сказать, пойдут ли на пользу предприятию избавление от других профилей и более узкая спецификация деятельности. Например, это не позволит оптимизировать бизнес за счет диверсификации. Впрочем, сосредоточение на оборонной и какой-то другой продукции, например, трамваях, вероятно, окажет все-таки положительное влияние на «Уралвагонзавод»». Эксперт-аналитик компании «Финам» Алексей Калачев считает решения менеджмента УВЗ вполне логичными: «Перейдя под крыло «Ростеха», УВЗ сосредоточится на стратегических направлениях производства, и в этом смысле отказ от не вполне профильных активов не должен нанести ущерба экономике предприятия. А перманентное нахождение на грани банкротства уж точно не способствует развитию предприятия. К тому же, компания «УВЗ-Логистик» сама хронически генерирует убытки. ТВЗ и КУЛЗ, конечно, прибыльные предприятия, однако их прибыль никоим образом не помогает «УВЗ», тем более что оба завода не платят дивиденды по своим акциям. Зато выручка от из продажи некритичных для производственной деятельности УВЗ предприятий позволит ему снизить долговую нагрузку, погасив хотя бы часть обязательств».