Ещё

Дело — труба. Кому достанутся украинские газопроводы 

Фото: Сергей Карпухин/Reuters.
отчитался о двух прорывных достижениях: договоренности с китайским экспортным агентством о кредите на миллиард долларов и создании совместной рабочей группы с пятью европейскими газотранспортными компаниями. Почему в результате этих "побед" Киев может потерять контроль над газотранспортной системой страны — в материале РИА Новости.

Партнеры из Европы

В среду "Нафтогаз" сообщил о международной рабочей группе по формированию нового оператора украинской газотранспортной системы (ГТС). В группу вошли пять европейских газотранспортных компаний: Fluxys SA (Бельгия), NV Nederlandse Gasunie (Нидерланды), Snam SpA (Италия), Eustream as (Словакия) и GRTgaz SA (Франция).
Как заявил генеральный директор "Нафтогаза" Андрей Коболев, "подобное сотрудничество важно для сохранения транзита российского топлива через украинскую территорию". Дело в том, что упомянутые компании — главные получатели этого транзита и, как надеется "Нафтогаз", они смогут надавить на , чтобы тот сохранил прокачку топлива через украинскую территорию и после 2019 года.
Правда, поначалу Киев рассчитывал на более влиятельного союзника. "Украина должна привлечь энергетические компании Соединенных Штатов Америки для совместного управления газотранспортной системой", — говорил в октябре глава , отмечая, что Вашингтон добьется прекращения строительства новых российских газопроводов "Турецкий поток" и "Северный поток — 2".
Политическую поддержку Вашингтон Киеву действительно оказал. Однако связываться с украинской ГТС американцы не захотели: изношенные трубы требуют огромных инвестиций в модернизацию, а окупаемость таких вложений отнюдь не гарантированна.
"Учитывая все риски, "Северный поток", "Турецкий поток", мы не видели пока реального желания американских компаний купить долю в украинской ГТС", — признал Коболев в ноябре. Тогда же в Киеве возникла идея привлечь к спасению украинского транзита заинтересованных европейцев.
"Сейчас Италия получает 23 миллиарда (кубометров газа. — Прим. ред.) через нашу ГТС, — отмечал глава Совета по вопросам газовой промышленности Леонид Униговский. — Если нашим партнером станет итальянский оператор, компания Snam, которая вместе со словацкой Еustream будет настаивать, чтобы через нас прокачивались 23 миллиарда кубометров газа в Италию, у России возникнут проблемы со строительством второй нитки "Турецкого потока".

Приобщение к трубе

Кажется, план Униговского начал сбываться. На самом же деле о каком-то дополнительном давлении на "Газпром" и речи не идет, поскольку та же Словакия уже согласилась подключиться к "Турецкому потоку" с 2022 года.
Италия тоже рассматривает такую возможность. Во время визита в Москву итальянского премьер-министра Джузеппе Конте в конце октября была достигнута предварительная договоренность о продлении второй нитки "Турецкого потока" до Апеннинского полуострова.
"Это может быть через Болгарию, это может быть даже через Сербию, Венгрию, это может быть через Грецию", — уточнил на совместной пресс-конференции по итогам встречи с Конте.
Кроме того, Рим рассчитывает с 2025 года получать газ с израильского месторождения Левиафан по газопроводу EastMed, строительство которого планируется начать в следующем году. Так что сражаться с "Газпромом" за сохранение украинского транзита у итальянцев резона нет.
Любопытно, что, в отличие от заявления Коболева "о сохранении транзита российского топлива через украинскую территорию", в официальном сообщении "Нафтогаза" скромно отмечается, что цель сотрудничества с европейскими газовыми операторами — "помощь украинской стороне в создании независимого оператора ГТС в соответствии с европейским законодательством". После чего европейские партнеры "смогут приобщиться к управлению оператором ГТС".
Это следует понимать так: европейцы получат возможность диктовать Киеву свои условия. Как признал Леонид Униговский, "в Европе не очень доверяют, когда газотранспортной системой руководит только украинский оператор".

Китайская головоломка