Власти подобрали Крыму оптового поставщика нефтепродуктов, пишет "Ъ"

Подведомственное Минэнерго ФГУП "Промсырьеимпорт", находящееся под санкциями США, может стать оптовым поставщиком нефтепродуктов в Крым, пишет в понедельник газета "Коммерсант" со ссылкой на ряд источников в отрасли.

По словам собеседников издания, такой вариант рассматривается в рамках усилий правительства по снижению розничных цен на топливо в Крыму. Минэнерго к 15 мая подготовит соответствующие предложения по поручению премьер-министра РФ Дмитрия Медведева.

Прошлогодний взлет цен на топливо в Крыму был значительно больше, чем в среднем по России, и коррекции не произошло. В результате отрыв от стоимости топлива в Краснодарском крае растет. Это вызывает беспокойство чиновников, говорят собеседники издания. Так, если в среднем за 2017 год бензин Аи-92 на заправке в Симферополе стоил на 1,7 рубля на 1 литр дороже, чем в Краснодаре, в среднем в 2018 году разница составила уже 3 рубля, а в середине апреля этого года — 3,6 рубля.

"Промсырьеимпорт" находится под санкциями США за поставки иранской нефти в Сирию. Предприятие уже выступает ключевым поставщиком в Крым газа, который покупает на бирже. Предполагается, что крупный трейдер, не опасающийся санкций, сможет предложить крымским сетям АЗС стабильные оптовые цены, что позволит им снизить стоимость топлива на заправках. Цена привлечения финансирования для "Промсырьеимпорта" будет ниже, чем для частных трейдеров, которые сейчас поставляют нефтепродукты в Крым, отмечает один из источников газеты.

Однако другие источники на рынке сомневаются, что нефтяники согласятся работать с "Промсырьеимпортом" напрямую из-за риска санкций. Если же трейдер будет покупать топливо на бирже (торги анонимны), цена сделок может быть неоптимальной.

Кроме того, один из собеседников газеты отмечает, что проблема не столько в оптовых ценах, сколько в розничных. АЗС на полуострове работают "с весьма существенной премией". По его словам, цены на нефтепродукты в Крыму завышены из-за низкой конкуренции между АЗС. Ситуация тем более странная, что рынок "залит" топливом, запасы на полуострове есть на пять недель при обычном уровне в три недели, подчеркивает другой источник.

Эти расчеты не учитывают высокую стоимость финансирования для АЗС полуострова, где почти нет крупных банков, а заправки вынуждены работать с отсрочкой платежа и платить проценты, возражает один из участников местного рынка. Паромная переправа работает с перебоями из-за штормов зимой и высокого потока туристов летом, поэтому хранение топлива требует существенных затрат, отмечает он. Эту проблему может решить запуск железнодорожного движения по Крымскому мосту, намеченный на конец года.