«Эксперт РА» подтвердило «ТрансФин-М» рейтинг «ruA-» с изменением прогноза на «развивающийся»

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности лизинговой компании «ТрансФин-М» на уровне «ruA-». Прогноз по рейтингу изменен со «стабильного» на «развивающийся». «Рейтинг обусловлен сильными рыночными позициями, адекватными оценками достаточности собственных средств и ликвидной позиции, высоким уровнем рентабельности, высоким качеством лизингового портфеля и адекватным корпоративным управлением», — отмечается в релизе «Эксперт РА». В агентстве отмечают, что «в период действия рейтинга вероятна смена основного акционера компании, финансовые возможности которого и его заинтересованность в развитии «ТрансФин-М» еще предстоит оценить, что нашло отражение в «развивающемся» прогнозе». До момента изменения структуры собственности компании АО «НПФ «Благосостояние» продолжит оказывать ей поддержку, что учтено в текущем рейтинге. ПАО «ТрансФин-М» (Москва) — специализированная лизинговая компания, в портфеле которой доминирует железнодорожная техника. Помимо финансового лизинга компания также предоставляет технику в операционную аренду, доля которой в портфеле «ТрансФин-М» составляет 46%. Клиентами компании являются ведущие российские предприятия из нефтедобывающей, угольной, металлургической промышленности и прочих промышленных отраслей. Сильная оценка рыночных позиций обусловлена значительным масштабом бизнеса компании, отмечают аналитики. Несмотря на сокращение объема чистых инвестиций в лизинг в 2018 году (с 98,5 млрд до 90,5 млрд рублей), по размерам бизнеса компания остается одним из лидеров рынка и занимает пятое место по объему лизингового портфеля в рэнкинге «Эксперт РА». Повышенная концентрация бизнеса на лизинге железнодорожной техники (82%) отчасти нивелируется сильными конкурентными позициями компании в данном сегменте, в том числе за счет стратегического партнерства с ОАО «РЖД». Эксперты указывают на адекватную достаточность капитала «ТрансФин-М» в сочетании с высокой эффективностью деятельности. «Устойчивость капитала в ближайшей перспективе с высокой вероятностью не будет подвержена давлению вследствие отсутствия у компании планов по выплате дивидендов», — полагают в «Эксперт РА». В релизе также отмечается, что в 2018-м компания продемонстрировала максимальный за последние пять лет уровень рентабельности деятельности за счет значительного объема полученных лизинговых платежей во второй половине года, в том числе вследствие досрочного погашения крупных лизинговых договоров. Качество лизингового портфеля оценивается как высокое, прежде всего за счет низкого уровня просроченной задолженности со стороны клиентов. Для компании характерна высокая концентрация лизингового портфеля на топ-десяти клиентах, при этом около половины лизингового портфеля приходится на аффилированных с «ТрансФин-М» лизингополучателей, которые затем в рамках сделок сублизинга и субаренды передают технику неаффилированным компаниям. Фондирование компании в равной доле осуществляется за счет облигационных выпусков и банковских кредитов; на долю крупнейшего банка-кредитора приходится около трети соответствующей задолженности. Текущий запас ликвидных активов находится на невысоком уровне, но «Эксперт РА» на текущий момент не видит угрозы возникновения дефицита ликвидности ввиду того, что активы и обязательства сбалансированы по срокам. Кроме того, у компании есть невыбранные кредитные линии. Уровень корпоративного управления и качество риск-менеджмента компании агентство оценивает как адекватные ввиду низкой доли проблемных активов и высокой рентабельности бизнеса. По мнению агентства, текущая стратегия по сохранению конкурентных позиций в ключевых сегментах и диверсификации бизнеса будет способствовать укреплению финансовой стабильности компании, но потенциальная смена собственника может оказать влияние на стратегические приоритеты. Год назад сообщалось, что компания «ТрансФин-М» выставлена на продажу; по данным СМИ, представители «Благосостояния» обсуждали это с ВТБ, Сбербанком и Газпромбанком, а также с Государственной Транспортной Лизинговой Компанией. После этого СМИ писали, что ВТБ и Сбербанк сделали необязывающие предложения фонду «Благосостояние» по покупке «ТрансФин-М», а позже такое предложение сделала ГТЛК.