«Ласточки» лучше, но побеждают «Иволги». Почему?

Электропоезда «Иволга» регулярно горят, но выигрывают тендеры. При чем здесь Максим Ликсутов?

«Ласточки» лучше, но побеждают «Иволги». Почему?
© РИА Новости

Утром 13 февраля электропоезд «Иволга» загорелся на только что построенной платформе в подмосковном Одинцове.

Согласно свидетельствам очевидцев, в одном из вагонов загорелся кондиционер. Согласно версии Центральной пригородной пассажирской компании, выдвинутой до окончания расследования, на крышу поезда упал поврежденный контактный провод.

6 февраля две «Иволги» начали курсировать по экспресс-маршруту Одинцово — Белорусский вокзал. Неделю спустя одна из них загорелась и была отправлена на ремонт.

Всего в первом квартале 2019 года, как свидетельствуют данные РЖД, «Иволги» отказывали втрое чаще, чем это происходило в январе-марте 2018-го, — 20,7 случая на миллион вагоно-километров.

Тем не менее «Иволги» по-прежнему единственные поезда, которые будут курсировать по Московским центральным диаметрам-1, запуск движения по которым запланирован на конец года.

«Пока, к сожалению, в сфере конкуренции немало случаев прямого игнорирования законов, особенно со стороны местных властей», — говорил Владимир Путин в апреле 2018-го.

Тогда, в ходе заседания Госсовета по вопросу развития конкуренции, президент объяснил это «привычным, устоявшимся стилем бюрократического мышления» и «отсутствием стремления выстраивать выгодную и региону, и его жителям экономику государственного или муниципального заказа».

В мае 2019-го глава государства сетовал на то, что порой технические задания по некоторым видам машин и оборудования «буквально рисуются под конкретного производителя», что препятствует победе других компаний в конкурсах.

«Побеждают не лучшие, а свои, с далеко не оптимальными предложениями, с высоким риском срыва заказов», — отмечал Путин.

Озабоченность президента касается и электропоездов «Иволга». Их производит Тверской вагоностроительный завод, который принадлежат «Трансмашхолдингу». Конкурсы, проводимые этой компанией, проводятся так, как описал глава государства.

Согласно статистике РЖД, поезда «Ласточка», которые производятся на предприятии «Уральские локомотивы», в 16 раз надежнее «Иволги». Об этом в письме мэру Москвы Сергею Собянину писал глава РЖД Олег Белозеров. Тем не менее 10-миллиардный контракт на подвижной состав для МЦД выигрывают «Иволги». Возможно, дело в том, что, как говорил Путин, «побеждают не лучшие, а свои».

Впрочем, не совсем свои. 100% «Трансмашхолдинга» принадлежат The Breackers Investments B. V. 33,34% этой голландской компании принадлежат французской корпорации Alstom, остальное — TransgroupInvest АS. Последнюю фирму, эстонскую, контролирует бывшая жена главы департамента транспорта Москвы Максима Ликсутова Татьяна. Сам Ликсутов председательствует в совете директоров ООО «Трансгрупп АС», а еще возглавляет представительство эстонской компании «ВорлдВайд Инвест АС». Не исключено, что все это напрямую связано с успехами «Трансмашхолдинга».

Тем временем довод противников «Ласточек» об их низкой доле локализации, так как те выпускаются по лицензии немецкого «Сименса», в расчет принимать не стоит — 91% «Ласточки» производится в России.

Ранее президент Молодежного союза юристов России Маргарита Пальцева оценила тендер на закупку электропоездов для МЦД как нарушающий антимонопольное законодательство.

Например, очевидны манипуляции заказчика с техническими условиями тендера — размеры дверных проемов вагонов были изменены без видимых причин и стали соответствовать размерам дверных проемов «Иволг». После этого «Уральские локомотивы» были исключены из участников конкурса за невыполнение его условий.

«Такую сомнительную практику прошу прекратить, пресечь. Получать заказы должен не тот, кто ближе к распорядителям средств, а тот, кто дает лучшее предложение и по качеству, и по цене, и по надежности», — говорил Владимир Путин в мае на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам.
Рамблер: главные новости