«Уж лучше была бы коррупция». Как проходят госзакупки с демпингом?

В редакцию Business FM обратился Павел, представитель энергетической компании. Это малый бизнес — компания поставляет и обслуживает резервные генераторы для больниц, чтобы, если произойдет авария, было электричество для реанимации. Контракт заключается после торгов. Компания Павла участвует в них уже три года.

Но вот что произошло недавно. Собеседник Business FM приводит расчеты. Нормальная цена контракта, чтобы подрядчик мог на нем заработать, — примерно 150 тысяч рублей. И первоначальная цена контракта на аукционе составляла 190 тысяч рублей. Но в ходе торгов другие участники опустили сумму до 65 тысяч рублей. Это намного ниже рентабельности, то есть победитель по идее будет работать себе в убыток. Если вообще будет, говорит Павел.

«Приходят такие люди, которые, например, сказать не могу вот так чисто, немножко побаиваюсь, но, например, в прошлом году вот этих подрядчиков, которые сменили меня, выгнали в апреле за неисполнение контракта. Но там хорошие механики, они видят, что люди приходят, и они не знают, что делать. Но они же выиграли тендер, и, грубо говоря, с ними обязаны подписать контракт. И государство не может никак отрегулировать минимум. То есть если, извините, они выкидывают за 100 тысяч рублей, а материалов на 50 тысяч, подрядчик может взять этот тендер за 20 тысяч рублей. А что он там будет делать на эти 20 тысяч? Либо он эти деньги съест за четыре месяца по 5000 и убежит. Также расторгнут с ним контракт, ну и бог с ним. Он откроет другую фирму и пойдет по-другому».

Не факт, что победитель торгов хочет обмануть государство. Есть несколько вариантов развития событий. Например, «счастливчик» откажется от контракта, и тогда объявят новые торги. И на них уже победит «правильный» участник, который выполнит работы за нормальную цену.

Но вполне может быть, что кто-то просто демпингует, чтобы получить опыт. Ситуацию комментирует руководитель направления «Госзакупки: сопровождение и споры» адвокатского бюро «КИАП» Максим Бузин.

Максим Бузин, руководитель направления «Госзакупки: сопровождение и споры» адвокатского бюро «КИАП»: «Вполне могут сделать такие ценовые предложения в рекламных целях либо в целях того, чтобы получить соответствующий опыт, необходимый для участия в каких-то более квалифицированных закупках, где предъявляются специфические требования к опыту. Что касается недобросовестных практик, да, они тоже могут иметь место. Это могут быть откровенные мошенники, которые стремятся получить аванс государственными деньгами. А с другой стороны, это могут быть участники, которые таким образом осуществляют недобросовестную конкурентную борьбу».

Цитата из письма Павла: «Уж лучше бы коррупция была, когда обслуживанием занимались одни и те же люди. Как-никак, но все работало». Любая система ущербна, и в любой можно найти лазейку. Но еще раз напомним: речь идет об обслуживании больниц. И если в сетях произойдет авария и если недобросовестный подрядчик что-то сделает неправильно, то цена будет измеряться не в деньгах, а в человеческих жизнях.

Business FM принципиально не называет компанию и фамилию собеседника, но в распоряжении редакции есть все данные о юрлице.