Российские самолеты получили шанс потеснить Boeing и Airbus

Деловая газета «Взгляд» 25 сентября 2020
Фото: ТАСС
Увольнения сотрудников, работающих над самолетом Sukhoi SuperJet 100, задержка выхода в серию второго в современной России собственного лайнера — МС-21. Все это может создать не очень хорошее впечатление о состоянии российского авиапрома. Однако пандемия серьезно ударила по  и Airbus, не затронув при этом наш авиапром. Более того, текущая ситуация может помочь российским самолетам на мировом рынке.
Производитель самолета Sukhoi SuperJet 100 — «Региональные самолеты» (ранее — ) провел массовые сокращения сотрудников. Было уволено не менее 500 человек, передает газета «Ведомости» со ссылкой на источники. SSJ-100 — первый и пока единственный гражданский лайнер, разработанный в России с нуля.
На первый взгляд, кажется, что такое решение — прямое следствие пандемии, падения пассажиропоток и соответственно спроса на новые самолеты. Два лидера отрасли — американский Boeing и Airbus — оказались в сложнейшей ситуации. Они вынуждены резко сократить объемы производства, закрыть полностью сборку ряда моделей и уволить много сотрудников. У американской корпорации проблемы начались еще в прошлом году. Boeing зафиксировал убыток впервые более чем за 20 лет, с 1997 года. Компания потеряла из-за проблем с Boeing 737 MAX более 9 млрд долларов. А потом грянул кризис из-за пандемии. В этом году авиастроитель продолжает генерировать убытки, а его акции — падать в цене.
У европейского концерна дела не намного лучше, избежать сокращений персонала и объемов производства не удалось, конечно, и ему. В письме к персоналу исполнительный директор компании жаловался, что Airbus потеряла треть своего бизнеса за считанные недели, так как перевозчики начали отказываться от покупки новых самолетов. По его словам, Airbus «тратит наличные деньги с беспрецедентной скоростью», практически «истекая коровью», поэтому сокращение производства еще не худший сценарий для компании.
Насколько серьезно коронавирус ударил по российскому авиапрому? На самом деле, по сравнению с главными мировыми конкурентами, никак не ударил. Это лидерам мирового рынка больно падать с их пьедестала, а российскому авиапрому падать просто некуда. Он только-только встает на ноги после разрухи 90-х. Мы изначально находится на низком старте. SSJ-100 — первый и пока единственный самолет, который Россия создала с нуля самостоятельно после развала Cоветского Cоюза. На подходе второй — большой самолет — МС-21, но его серийного производства еще нет, идут испытания. Очень далеко за горами маячит план по созданию совместно с Китаем супербольшого лайнера — CR-929.
Проблемы у конкурентов из-за вируса — это шанс для российского авиапрома расправить крылья и вклиниться в эту тяжелейшую конкурентную борьбу на мировом рынке лет через пять-шесть, когда рынок новых самолетов снова пойдет в гору.
Увольнение в структуре и COVID — две совершенно разные истории, объясняет глава отраслевого портала «Авиа.ру» . Дело в том, что еще в 2019 году в компании планировали оптимизировать штат после объединения двух производственных компаний в одну — и «Гражданские самолеты Сухого» превратились в одно целое — компанию «Региональные самолеты».
«Совершенно логично сократить дублирующие структуры и персонал при объединении. Это стояло в планах изначально, когда о пандемии никто и не догадывался. К тому же, в ГСС работало 3 тыс. человек, а в «Иркуте» еще больше. Поэтому сокращение 500 человек — это небольшой процент от общего числа сотрудников объединенной компании. На производственных планах SSJ-100 коронавирус никак не сказался, ничего не поменялось», — говорит Гусаров.
Другое дело, что спрос авиакомпаний на новые самолеты, конечно, рухнул. Но опять же — перевозчикам оказались не нужны большие лайнеры из-за падения пассажиропотока.
«Можно сказать, что сейчас время «Суперджетов». Какая сейчас у авиакомпаний альтернатива? Платить лизинг за большой самолет Boeing или Airbus и летать себе в убыток наполовину загруженными. Либо сдать эти большие лайнеры, и взять по льготной программе в лизинг Sukhoi SuperJet 100 и летать со стопроцентной загрузкой. Не скажу, что это правило работает для всего рынка. Но при двукратном падении пассажиропотока на конкретных направлениях наш самолет очень хорошо вписывается», — рассуждает глава «Авиа.ру».
Что же получается? Если до истории с пандемией, даже помыслить было невозможно о том, что небольшой SSJ-100 может конкурировать с большими Boeing и Airbus, то теперь это становится реальностью.
Что касается МС-21, то он изначально претендовал на соперничество с американскими и европейскими лайнерами. Другое дело, что шансов на отвоевание доли на мировом рынке у него были небольшие. Зато пандемия может все изменить в пользу российского лайнера.
«На ситуацию с МС-21 коронавирус вообще никак не повлиял. Серийного производства самолета еще нет. Пока идут испытания. Уже имеется 175 заказов на лайнер. В лучшем случае мы выполним их к 2026 году», — говорит Гусаров.
Первый полет МС-21 совершил еще в 2018 году, теперь ожидается первый полет с отечественным двигателем ПД-14. Кроме того, России приходится менять иностранные композитные материалы на российские, что тоже сдвигает сроки запуска самолета в серию.
В прошлом году США ввели целенаправленные санкции против МС-21, запретив поставки композита из Японии и США для этого новейшего гражданского самолета. А эти композитные материалы нужны для «черного крыла» МС-21. Это ноу-хау российского авиапрома, которого ни у кого в мире нет. Видимо, этого американцы и испугались.
Накануне президент Владимир Путин назвал эту ситуацию «хамством», а эксперт считает, что глава государства еще очень мягко выразился.
По словам главы государства, этот самолет ничего общего с оборонным комплексом не имеет, однако поставку композитов для крыла остановили из соображений недобросовестной конкуренции. Впрочем, президент пообещал, что Россия все равно закончит проект.
Американские санкции не убили лайнер, а лишь отсрочили серийный запуск в серию на 1,5-2 года — это может произойти к концу 2021 года.
Как же пандемия может помочь МС-21? Пока Boeing и Airbus будут переживать провал и пытаться восстановится, у России появится время показать миру на что способен МС-21.
«Серийное производство всегда раскручивается постепенно. В 2022 году произведем пять самолетов, но только к 2026 году сможем выйти на проектную мощность 70 штук в год. До этого года мы обеспечены уже существующими заказами. А к тому времени ситуация на рынке будет уже иная. Через пять лет рынок новых самолетов как раз начнет приходить в себя, снова появятся заказы на новые самолеты снова », — говорит Гусаров.
Пока российский авиапром будет набирать силу, Boeing и Airbus, наоборот, уменьшатся в своих возможностях. И когда появится отложенный годами спрос, лидерам придется начинать с низкого старта. Однако у авиакомпаний возможности для выбора станут шире: появится еще и МС-21. Это будет лучший шанс для выхода российского лайнера на международную арену.
«Если мы хотя бы 5% мирового рынка отберем у Boeing и Airbus — это будет гигантский успех», — говорит эксперт.
«Что касается российско-китайского самолета, то это настолько далекая история, что COVID в принципе никак не может повлиять на этот проект. Его еще на бумаге не существует», — заключает собеседник.
Комментарии
53
Компании , Статьи , Гийом Фори , Владимир Путин , Роман Гусаров , Boeing , ОАК , Иркут , Гражданские самолеты Сухого , Ведомости
Читайте также
Moody's оценило устойчивость РФ к шокам от COVID-19
Boeing планирует создать новый самолет
Последние новости
Франшиза российских кафе «АндерСон» в Баку отказалась от сотрудничества с сетью из-за Карабаха
Греф отреагировал на срыв сделки «Яндекса» с «Тинькофф»
МИД Нидерландов вызвал посла России из-за отказа от консультаций по MH17