Ozon может привлечь до $500 млн в ходе IPO на американской бирже NASDAQ

Ozon становится первым публичным российским интернет-ритейлером. В результате размещения компания может привлечь до 500 млн долларов. Заодно станет понятно, во сколько оценивается маркетплейс.

Ozon может привлечь до $500 млн в ходе IPO на американской бирже NASDAQ
© BFM.RU

Ozon, существующий с конца 1990-х, не разглашает данные о выручке и прибыли. Выйти на IPO он собирался еще в середине нулевых. Но планы постоянно откладывались. За эти годы страна прошла через два экономических кризиса. Были проблемы у одного из основных бенефициаров Ozon — АФК «Система» Владимира Евтушенкова.

Кстати, в начале года бизнесмен говорил, что Ozon еще не настала пора выходить на биржу. Компания, по словам Евтушенкова, непрерывно росла на 110%, поэтому глупо резать курицу, которая выращивается. Но, видимо, курица все-таки выросла. Недавно Ozon сообщал, что его оборот увеличился почти на 200%. И стимулировала это пандемия. Поэтому сейчас, наверное, лучший момент, чтобы разместиться, говорит генеральный директор УК «Спутник — Управление Капиталом» Александр Лосев.

Александр Лосев генеральный директор УК «Спутник — Управление Капиталом» «Пандемия COVID-19 показала, что наступило время интернет-платформ и время высокотехнологичных компаний. И тот интерес, который проявляют инвесторы к подобным компаниям, как раз и, видимо, стал причиной того, что Ozon, в свое время не договорившись со «Сбером», решил уйти на IPO на NASDAQ. При том, что организаторами будут Goldman Sachs и Morgan Stanley — крупнейшие инвестбанки США, успех гарантирован. Это будет, наверное, первое IPO российской компании, российского бизнеса в США в этом году, и это как раз и гарантирует, что будет интерес и высокая капитализация. Американский рынок для компаний высокотехнологичного сектора является базовым, основным, там сосредоточено максимальное количество инвесторов».

Ozon мог бы и не выйти на биржу. Если верить Reuters, 30% ретейлера летом собирался купить «Сбер». В это время он как раз разводился с «Яндексом», с которым у него был совместный маркетплейс Beru. И, вероятно, Ozon должен был заменить этот проект в экосистеме «Сбера». Но переговоры по неизвестным причинам зашли в тупик. А сейчас Ozon сообщил, что «Сбер» требует от него 1 млрд рублей за срыв некоего договора. Но суть не разглашается. И при этом ретейлер считает, что ничего «Сберу» не должен.

Впрочем, эта сумма — копейки по сравнению с 500 млн долларов, которые может привлечь Ozon на рынке. Комментирует инвестиционный менеджер АО «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин.

— Ozon считается в инвестиционном сообществе довольно перезрелым активом, который давно хотели вывести на IPO, но все не предоставлялось такой возможности. Помимо того что он показал высокие темпы роста в этом году из-за специфики ограничений, которые были введены правительством, компании, очевидно, требуется дополнительный капитал для того, чтобы финансировать развитие. По всей видимости, Ozon стабильно остается убыточным. Как и в случае с созвучным ему Amazon в США, ему нужен эффект масштаба, чтобы за счет эффекта масштаба снизить относительные издержки. И для достижения этого масштаба ему нужно инвестировать. Я думаю, что история с АФК «Система», которая добавляла риски дочерним компаниям, себя исчерпала полностью, и, в принципе, каких-то других существенных рисков не видим. Поэтому момент подобран удачно.

— И что в итоге будет со «Сбером»?

— Я не могу прокомментировать, потому что, по всей видимости, решение, если оно и будет принято, будет принято со многими оговорками и будет довольно сложно с точки зрения согласования. Подобные решения, связанные с госкомпаниями, непрозрачные, плохо прогнозируемые, их лучше не учитывать из-за их специфики по той причине, что их невозможно учесть.

Когда-то среди российских компаний было очень модно выходить на западные биржи. В первую очередь это сделали наши нефтегазовые компании. Но после 2014 года мода размещаться на иностранных площадках ушла.

Вернулась она в прошлом году, когда свои акции на NASDAQ продал HeadHunter. Сейчас в его компании, а также в компании «Яндекса», который тоже торгуется на американской высокотехнологичной бирже, окажется и Ozon. Да и сам набор слов тоже звучит впечатляюще: NASDAQ, IPO, Golden Sachs, Morgan Stanley Плюс к этому, оценка Ozon, которую недавно приводил The Wall Street Journal — от 3 млрд до 5 млрд долларов. До капитализации Amazon, которая превышает 1,5 трлн долларов — конечно, далеко. Но ведь и Ozon — пока не Amazon. Он только начинает свой путь на бирже.