Почему самая операционно-эффективная компания остается самой недооцененной?

Как отмечают эксперты консалтинговой фирмы KPMG, «Транснефть» имеет высокую операционную эффективность в сравнении с зарубежными компаниями-аналогами. Одновременно с этим она является и самой дешевой компанией международного нефтетранспортного сектора. В чем парадокс и как превратить акцию «Транснефти» в «голубую фишку», разбиралась «Лента.ру».

Почему самая операционно-эффективная компания остается самой недооцененной?
© Lenta.ru

Международная консалтинговая компания KPMG по заказу ПАО «Транснефть» выпустила на прошлой неделе обзор основных показателей ее деятельности и сопоставимых зарубежных компаний за 2018-2019 годы. Кроме российской монополии исследование включало 44 компании из США и Канады, 11 европейских компаний и семь компаний из Южной Америки, Африки и АТР. Анализ, который проводился более чем по 30 индикаторам, подтвердил отсутствие среди зарубежных трубопроводных компаний аналогов, сопоставимых по масштабам трубопроводной деятельности «Транснефти» с точки зрения ключевых производственных показателей, отмечает KPMG. Так, в 2018-2019 годах грузооборот российской компании составлял более 1,2 триллиона тонно-километров, что более чем в семь раз превышает показатель компании с наибольшим объемом грузооборота в США (Enbridge).

«Транснефть» показывает стабильно высокие результаты по показателю объема транспортировки нефти — 480 и 485 миллионов в 2018 и 2019 году соответственно (при значении медианы в 81 миллион тонн). В 2018 году грузооборот по нефти составил 1 217 397 миллионов тонн-километров. Объем транспортировки нефти «Транснефти» превышает показатели всех сравниваемых компаний. Такое отличие аналитики KPMG объясняют не только масштабом сети магистральных трубопроводов, но и значительно большим плечом транспортировки (по состоянию на 2019 год — 2572 километра, что превышало медианное значение в 3,3 раза). При этом выручка от предоставления услуг по транспортировке нефти «Транснефтью» значительно превышала выручку других компаний в выборке. В 2019 году она составила 10,87 миллиарда долларов (1,07 миллиарда долларов — медианное значение). Эксперты KPMG также отметили, что выручка крупнейшей иностранной компании по данному показателю в прошлом году Enbridge Inc. почти на 29 процентов ниже значения ПАО «Транснефть».

В категории «транспорт нефтепродуктов» «Транснефть» показала близкие к средним по итоговой выборке результаты — 38 миллионов тонн в 2019 году при медиане равной 48 миллионам тонн. При этом по величине грузооборота нефтепродуктов компания также является одной из крупнейших компаний в мире, превышая показатель большинства зарубежных аналогов. В минувшем году — 49 800 миллионов тонно-километров (что больше медианы почти в 5,5 раза). По показателю протяженности нефтепродуктопроводов «Транснефть» также занимает первое место. По их транспортировке выручка компании также превышала выручку большинства других компаний в выборке и составила 1,05 миллиона долларов, что почти в 2 раза выше медианного значения (633 миллиона долларов).

Из обзора KPMG следует, что средневзвешенный тариф «Транснефти» в 2018-2019 годах, рассчитанный на 100 тонно-километров грузооборота нефти, более чем вдвое ниже медианного значения для сопоставимых компаний: 0,87 доллара против медианы 2,13 доллара. Аналогичная ситуация и с тарифом на транспортировку нефтепродуктов — его значение у «Транснефти» более чем на 32,9 процента ниже медианного среди зарубежных компаний: 2,12 доллара против 3,16 доллара.

«Величина удельных операционных расходов ПАО «Транснефть» на транспортировку нефти в 2019 году в 3,2 раза ниже медианного значения среди зарубежных компаний (0,31 доллара за 100 тонно-километров против медианы 1,01 доллара), — отмечают эксперты KPMG. — В ПАО «Транснефть» 2018-2019 годах "вес" удельных расходов на 100 тонно-километров грузооборота нефти при сопоставлении с уровнем средневзвешенного тарифа сохранился в размере 35-36 процентов».

Показатель рентабельности по EBITDA «Транснефти» В 2018-2019 годах находился на стабильном уровне и составил 44-46 процентов, однако был немного ниже уровня медианного значения (50 процентов) по сравниваемым компаниям. Аналитики отметили, что у компаний Chevron Pipeline, ExxonMobil Pipeline в 2018-2019 годах была зафиксирована отрицательная EBITDA, что привело к отрицательной рентабельности по данному показателю.

Коэффициент износа основных фондов российской монополии в 2019 году (41 процент) находился ниже уровня медианного значения (46 процентов), а уровень удельного потребления электроэнергии при транспортировке нефти, одной из ключевых статей операционных расходов для всех трубопроводных компаний, был ниже медианного значения на 25,4 процента. При этом производительность труда в натуральном выражении оказалась выше медианного значения более чем в 2 раза. По отношению к 2018 году этот показатель повысился на 1,7 процента. Также в 17 раз ниже медианного значения среди сопоставимых компаний было значение и удельной аварийности при транспортировке по магистральным трубопроводам.

Парадоксально, что при таких отличных операционных показателях акции «Транснефти» из года в год показывают динамику хуже рынка. Например, с начала этого года капитализация компании упала на 18 процентов на фоне индекса Мосбиржи, который вырос на 3,8 процента.

Остается «Транснефть» и самой дешевой среди всех международных компаний своего профиля. Оценочный коэффициент «Стоимость бизнеса» (EV) к EBITDA для мирового сектора в среднем составляет 10,5, у «Транснефти» этот показатель составляет всего лишь около 4, «Транснефть» стоит в среднем в 2,5 раза дешевле средней компании сектора.

Главная причина — низкие дивиденды. Компания платит ниже 50 процентов от чистой прибыли по МСФО. По итогам 2019 года на дивиденды было направлено 11 612,2 рубля на акцию (47 процентов прибыли). Текущая дивидендная доходность составляет 7,9 процента, что выше ставок по банковским депозитам и государственным облигациям, высокая дивидендная доходность обусловлена низкой ценой акции.

Впрочем, 50 процентов от прибыли сегодня уже мало. «Золотым стандартом» в индустрии является выплата 100 процентов от чистой прибыли. В настоящее время «Транснефть» завершила основные инвестиционные проекты и ее денежный поток растет. Вероятно, в дальнейшем государство как основной акционер будет настаивать на повышении дивидендов до рыночного уровня. По мнению аналитика Raiffeisenbank Сергея Гарамиты, в будущем как вариант повышения дивидендов не исключается возможность выплаты всего свободного денежного потока. В этом случае дивидендная доходность может стать двузначной в 2022 году.

Другим минусом «Транснефти» является то, что в отличие от многих других публичных компаний, она не проводит обратных выкупов своих акций. Таким образом на рынке отсутствует стабилизационный механизм в случае резких просадок на бирже. Еще два года назад, в ноябре 2018 года, член совета директоров нефтетранспортной монополии, гендиректор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев анонсировал программу выкупа с рынка привилегированных акций «Транснефти». «Менеджмент "Транснефти" предпринимает ряд важных шагов по повышению капитализации компании. У нас еще будет несколько обсуждений этой программы и на комитете по стратегии, и на совете директоров. Поэтому, я думаю, это все может начать реализовываться в следующем году», — сказал он. Но в реальности программа до сих пор не принята. Эта же программа должна была предусмотреть разработку новой системы мотивации менеджмента, привязанной к росту дивидендов и стоимости привилегированных акций компании, которые на рынке считают недооцененными.

Также шли разговоры о дроблении акций, но до дела не дошло. Проблема тут технического свойства — одна акция компании стоит более 140 тысяч рублей, а это значит, что для широкого круга инвесторов-физлиц эта бумага недоступна, что снижает общий спрос. Простым техническим действием по дроблению акций с коэффициентом 1:1000 эту проблему можно было бы решить и сделать акции доступными массовому инвестору, тем более что в настоящее время рынок инвестиций частных лиц в акции стремительно растет.

Инвестиционные аналитики указывают на значительную недооценку акций компании — например, у Сбербанка справедливая цена за акцию «Транснефти» — 250 тысяч рублей (75 процентов потенциал роста к текущей рыночной цене). Но для того чтобы этот потенциал был реализован, от компании требуется более активная работа с фондовым рынком. Возможно, после вышедшего исследования KPMG крупнейшие акционеры «Транснефти» (государство в лице Росимущества, НПФ «Газфонд пенсионные накопления», ЗПИФ «Газпромбанк-Финансовый», Российский фонд прямых инвестиций, Российско-Китайский Инвестиционный Фонд, Российско-Японский Инвестиционный Фонд, Суверенный фонд Саудовской Аравии) ускорят работу над программой по повышению дивидендов и капитализации компании.