Чем в 2020 году занимались финансово-экономические власти России

Уходящий год запомнится россиянам надолго. Не забудут его также Набиуллина, Силуанов и Решетников. ЦБ традиционно боролся с ростом цен, Минфин стремительно наращивал уровень российского госдолга, Минэкономразвития пыталось поддержать бизнес. Подробнее о работе властей в 2020 году – в материале «Профиля».

Банк России. Брошь председателя

Центробанк, чья деятельность в России в основном сводится к удержанию инфляции в рамках приличия (они определены как 4% в год), в 2020-м смягчал денежно-кредитную политику. Год начинался с ключевой ставки 6,25%. Завершается он на показателе 4,25%.

На предпоследней в 2020 году пресс-конференции по итогам заседания совета директоров ЦБ глава регулятора Эльвира Набиуллина заявила, что инфляция составит 3,9–4,2%. Инфляционные ожидания населения и бизнеса при этом увеличиваются, а предприниматели отмечают рост издержек. В 2021-м инфляция войдет в диапазон 3,5–4%. ВВП в 2020-м упадет на 4–5%, в 2021-м он вырастет на 3–4%, ожидают в Банке России.

«Мы видим, что принятые решения о снижении ключевой ставки продолжают транслироваться в смягчение денежно-кредитных условий, ценовую политику банков. Наряду со снижением процентных ставок смягчаются и неценовые условия кредитования», – сказала Набиуллина.

Действительно, проценты по вкладам в банках после снижения ключевой ставки опустились до минимальных значений, что окончательно свело на нет привлекательность консервативного способа накопления. В погоне за доходностью клиенты банков ищут более привлекательные инструменты и пробуют себя в инвестировании. Финансовые организации, по словам Набиуллиной, «впаривают» людям сложные продукты, которые не подходят для неквалифицированных инвесторов. В ЦБ считают, что продажу сложных инвестиционных инструментов неопытным гражданам нужно запретить на полтора-два года.

Еще одним важным событием можно назвать презентацию цифрового рубля. Проект третьей формы (наряду с наличной и безналичной) национальной валюты находится на стадии общественного обсуждения, в пилотном режиме она может быть запущена уже в 2021 году. Похоже, что свобода пользоваться наличными уходит в прошлое: цифровой рубль станет полностью прозрачным и контролируемым для ЦБ. Регулятор гарантирует конфиденциальность информации, но в это верится слабо. Госструктуры и бизнес допускают утечки регулярно. Так, к примеру, 8 декабря власти Москвы начали проверку информации о появлении в Сети персональных данных 300 тыс. переболевших COVID-19 жителей столицы. В тот же день они подтвердили информацию об утечке. Сможет ли государство обеспечить стопроцентную защиту пользователей цифрового рубля – вопрос риторический.

Наконец, главное. В 2020 году Банк России овладел тонким искусством намеков. В феврале Эльвира Набиуллина появилась на публике с брошью в виде белой птицы (ключевую ставку снизили до 6%), в марте она надела брошь-неваляшку (ставку сохранили на уровне 6%), в апреле, когда ввели карантин, глава ЦБ использовала брошь в виде домика (ставку понизили до 5,5%), в июне – голубя (понижение до 4,5%), в июле было сразу две броши – золотая подкова и белая латинская V (намек на V-образное восстановление экономики, снижение ставки до 4,25%). В августе председатель Банка России надела брошь в виде знака «пауза» (ставка осталась без изменений), в октябре – голубой волны (возможно, как символ новой волны коронавируса, ключевую ставку не изменили).

Главным критиком действий ЦБ в 2020 году стал бизнесмен Олег Дерипаска. В своем Telegram-канале он выражал недовольство чуть ли не каждым действием регулятора. Например, в августе Дерипаска говорил, что американский Федрезерв расширил программу выкупа активов, поддержал рынок корпоративных облигаций и начал предоставлять кредиты бизнесу в неограниченном объеме. «Разительный контраст с действиями российского ЦБ, который продолжает прятать деньги от своего же бизнеса», – посетовал он.

«Банк России традиционно очень осторожен. В отличие от западных центробанков, ЦБ РФ не раздавал «вертолетные» деньги, воздерживался от операций количественного смягчения. Осторожность нашего регулятора объясняется желанием не допустить роста инфляции», – комментирует ведущий аналитик QBF Олег Богданов.

Минфин. Бремя долга

Министерство финансов в 2020 году было занято своим традиционным делом – сводило баланс. Год выдался тяжелый, по итогам первых 10 месяцев федеральный бюджет исполнен с дефицитом в 1,8 трлн руб. Ожидается, что весь 2020-й будет закрыт с превышением расходов над доходами размером 4,72 трлн руб. В ближайшую трехлетку бюджет также останется дефицитным, свидетельствует закон, подписанный президентом России 8 декабря. Так, в 2021-м дефицит составит 2,75 трлн руб., в 2022-м – 1,25 трлн руб., в 2023-м – 1,41 трлн руб.

Коронакризис вынудил министра финансов Антона Силуанова распечатать кубышку. Из Фонда национального благосостояния, который «призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу», в 2020 году потратят 342 млрд руб., говорил чиновник в сентябре. В 2021-м на покрытие бюджетного дефицита пустят еще более 90 млрд руб. из ФНБ.

Кроме того, пандемия привела к вынужденному наращиванию госдолга. Через размещение облигаций федерального займа в I квартале Минфин привлек 501 млрд руб., во II квартале – 1,1 трлн руб., в III квартале – 1,2 трлн руб., в IV квартале – еще 2,3 трлн руб. Всего в течение 2020 года государство взяло в долг более 5 трлн руб. В 2021-м уровень госдолга, по словам Силуанова, подойдет к 20% ВВП. «Мы считаем, что это не опасный уровень, но переходить за него было бы нецелесообразно», – отметил он в сентябре. По итогам 2019 года размер государственного долга составлял более 12% ВВП (13,6 трлн руб.), в 2020-м он может составить 19% ВВП (свыше 20 трлн руб.).

«Минфин на полную катушку использовал средства ФНБ и заимствования на рынке. Общий объем денежных средств правительства на поддержку экономики министр финансов Антон Силуанов оценил в 9% от ВВП. Большую часть средств Минфин заимствовал на финансовом рынке», – комментирует Олег Богданов из QBF.

Помимо работы над сведением баланса Министерство финансов занималось и налоговой проблематикой. В конце ноября президент подписал закон о повышении НДФЛ до 15%. Новые правила касаются заработков свыше 5 млн руб. в год. От повышенного налога государство рассчитывает получить 60 млрд руб. в 2021-м, 64 млрд руб. – в 2022-м и 68,5 млрд руб. – в 2023-м. Поступления будут «окрашенными», то есть тратить их разрешат только на определенные цели. Например, на лечение детей с тяжелыми заболеваниями, на закупку лекарств и средств реабилитации.

При участии Минфина в законопроект внесли поправки, уточняющие перечень доходов, попадающих под повышенный НДФЛ. Из базы расчетов исключили нерегулярные доходы – от продажи любого личного имущества (за исключением ценных бумаг) и от страховых выплат. Без этих поправок, отмечают в Минфине, повышенный налог пришлось бы в том числе платить людям с невысоким уровнем доходов, что «в целом противоречит концепции введения новой ставки налогообложения и принципу социальной справедливости».

О каких бы то ни было новых налогах или о повышении старых Минфин старается не говорить и последовательно опровергает соответствующую информацию, просачивающуюся в СМИ. Тем не менее в 2021 году Россия впервые за много лет начнет жить с прогрессивной шкалой налогообложения. Возможно, введение НДФЛ в 15% станет лишь первым шагом в процессе дальнейшего усиления налогового бремени.

Минэкономразвития. Поддержка из-под гильотины

Горячим был год и у Министерства экономического развития. Ведомство Максима Решетникова определило перечень пострадавших от коронавируса отраслей, принимало участие в разработке плана преодоления последствий пандемии, занималось вопросами поддержки занятости и различными льготами для малого и среднего предпринимательства.

В целом при участии Минэкономразвития бизнес получил 102 млрд руб. беспроцентных кредитов на поддержание занятости, 972 млрд руб. льготных займов под 8,5%. Кроме того, в 2020 году отменили почти 500 тыс. плановых и внеплановых проверок малых и средних предприятий.

Выступая в Совете Федерации в сентябре, Решетников заявил, что Россия сумела избежать серьезного кризиса. «Кризис на сегодняшний момент не приобрел системного характера. Вернее, так: нам удалось не допустить перерастания этого кризиса в системный кризис. Я бы даже тут почетче сформулировал. Экономический спад у нас оказался локализован в секторе МСП в нескольких наиболее пострадавших отраслях. Не возникло цепочек неплатежей. Кризис не распространился на системообразующие компании и отрасли», – попытался отчитаться чиновник.

«Правительство взяло на себя ответственность весной, когда власти сами закрыли экономику. Меры поддержки бизнеса были логичными и понятными. Однако осенью локдаун был частичным, и правительство часть обязательств с себя сняло. Таким образом, несмотря на очень высокие цифры по заболевшим коронавирусом, экономика де-юре остается открытой, и бизнес должен решать свои проблемы сам. Конечно, можно было бы предложить властям безвозмездно фондировать пострадавшие отрасли, однако нагрузка на бюджет и так чрезмерная. Пришлось бы жертвовать макроэкономической стабильностью для поддержки малого и среднего бизнеса», – комментирует Олег Богданов.

Среди значимых решений, принятых в Минэкономразвития в 2020 году, отдельно стоит выделить законопроект об упрощении банкротства физлица. Объявить о своей финансовой несостоятельности россиянам станет гораздо легче – заявление можно будет подать в МФЦ, услуга бесплатная. Воспользоваться предложением смогут те, чей долг составляет от 50 до 700 тыс. руб., и только после завершения исполнительного производства по делу. То есть должнику в любом случае придется общаться с коллекторами и пройти через судебную систему. Банкротство через МФЦ длится шесть месяцев, затем гражданин освобождается от штрафов и пеней. Впоследствии при попытке оформить новый заем ему придется указывать на факт своего банкротства. Воспользоваться упрощенной процедурой в следующий раз можно будет только через 10 лет. В России новая система заработала с 1 сентября 2020 года.

Кроме того, в 2020 году заработал механизм регуляторной гильотины. С января по июль власти отменили более 1,2 тыс. устаревших нормативных правовых актов. Утратившими силу признаны правовые акты в сферах контроля за деятельностью аккредитованных лиц, использования контрольно-кассовых машин, технического регулирования и т. д. В общем и целом до конца года может быть отменено свыше 3,2 тыс. актов.