Никита Гусаков: «За девять лет работы «ЭКСАР» совокупный объем подержанного экспорта составил более 70 млрд долларов»

Генеральный директор АО «ЭКСАР» Никита Гусаков в интервью BFM.ru подвел итоги десятилетней работы компании и рассказал о результатах ее деятельности в непростом для бизнеса и экспорта 2020 году.

Никита Гусаков: «За девять лет работы «ЭКСАР» совокупный объем подержанного экспорта составил более 70 млрд долларов»
© BFM.RU

Сегодня мы подводим итоги года работы российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, но делаем мы это в преддверии десятилетнего юбилея «ЭКСАР». Поэтому хочется попросить вас подвести итоги 2020 года, а также рассказать о том, чего агентству удалось добиться за все десять лет существования?

Никита Гусаков:

Действительно, в следующем году агентству исполняется десять лет, за это время «ЭКСАР» существенно расширил возможности поддержки экспорта. Существенное наращивание бизнеса произошло в 2015 году, когда «ЭКСАР» и РОСЭКСИМБАНК были объединены в группу «Российского экспортного центра». С 2018 года мы также являемся частью национального проекта «Международная кооперация и экспорт». За девять лет работы «ЭКСАР» совокупный объем подержанного экспорта составил более 70 млрд долларов, в год мы поддерживаем примерно 12-13% несырьевого неэнергетического экспорта, что соответствует уровню поддержки экспортных агентств Европы и Азии. Еще одно очень важное событие в этом году — наша страховая емкость превысила 1 трлн рублей. Мы считаем, что это очень важная веха, которая переводит нас в лигу состоявшихся экспортных кредитных агентств. Логично было бы спросить сразу, какие именно страховые продукты наиболее востребованы у ваших клиентов?

Никита Гусаков:

В нашей линейке присутствуют все классические продукты экспортных агентств. Наиболее востребованный продукт — это страхование дебиторской задолженности. В рамках этого продукта «ЭКСАР» закрывает для российского экспортера риски неоплаты его покупателей по дебиторской задолженности. Мы страхуем, как правило, целиком портфель покупателей и, таким образом, распределяем риски и можем предложить наиболее эффективное покрытие для экспортера. Стандартно мы покрываем 90% рисков, 10% — это собственное удержание экспортера. Этим продуктом пользуются как компании машиностроительного сектора, так компании производящие металлургическую продукцию, удобрения, сельхозпродукцию и продукты питания. Страховкой мы покрываем практически весь мир. Другим важнейшим продуктом является кредит покупателю. В рамках этого продукта мы страхуем финансирования, которые представляют банки покупателю российской продукции на оплату товаров. В зависимости от риска, мы предоставляем такой финансирование либо напрямую иностранному покупателю, либо через иностранные банки-партнеры.

Известно также, что «ЭКСАР» активно участвует в крупнейших инвестпроектах страны, давайте им перечислим?

Никита Гусаков:

У нас есть опыт поддержки проектов в ближнем зарубежье: в Белоруссии, Узбекистане. Например, в Узбекистане буквально пару недель назад запустился Ташкентский металлургический завод, построенный с нуля. Завод был профинансирован совместно Фондом развития Узбекистана, узбекскими банками и финансированием, которое было предоставлено РОСЭКСИМБАНКом под страховку «ЭКСАР». Общий объем проекта — более 350 млн долларов, и, со стороны российского банка, РОСЭКСИМБАНКом под страховку «ЭКСАР» было предоставлено 165 млн евро. Другим проектом, который тоже находятся на завершающей стадии является строительство металлургического завода В Белоруссии по производству белой жести. Кроме того, для нас приоритетным направлением последние годы является Африка. Мы плотно сотрудничаем с АФРЭКСИМБАНК — это крупнейший национальный банк в Африке, который объединяет более 50 стран. В прошлом году мы также реализовали первые совместные сделки на поставку удобрений на сумму около 50 млн долларов и сейчас прорабатываем ряд проектов в майнинге, и в инфраструктуре с участием российских компаний.

А в чем основные преимущества финансовых решений агентства для банков?

Никита Гусаков:

Основными аргументами для банка по получению страховки «ЭКСАРа» безусловно является разделение рисков, а также более эффективное использование резервов и капитала. Страховка «ЭКСАРа» относится к обеспечению первой категории качества, кроме того, благодаря страховке снижается коэффициент риска для банка с 1 до 0,5, то есть капитал банка используются в два раза эффективнее. Мы также сейчас работаем над изменением текста Государственной гарантии, которая выпущена в обеспечение страховки «ЭКСАР» Министерством финансов на 20 млрд долларов, после этого обязательства банков, номинированные в рублях и обеспеченные страховкой «ЭКСАР», будут пользоваться еще более высоким коэффициентом. Данные меры позволяют не только удержать позиции, но и завоевывать новые рынки. Мы также расширили свою поддержку экспортной инфраструктуры. Помимо экспортных производств, осенью этого года «ЭКСАР» предоставил страховое покрытие группе Сбербанка в рамках реализации проекта строительства терминала в Ленинградской области. Это проект «Ультрамар», который предполагает создание морских причалов и логистического парка со складами по перевалке удобрений и насыпных грузов. Общий бюджет проекта — более 500 млн долларов. И «ЭКСАР» предоставил покрытие по второй части проекта, которая финансируется Сбербанком. Проект будет одним из крупнейших в мире терминалов по перевалке минеральных удобрений. Таким образом мы поддерживаем не только экспортный контракт, не только экспортное производство, которые создается в России, но также и можем поддерживать экспортную инфраструктуру. И это ключевой элемент в целом наращивания экспорта из России.

Расскажите, пожалуйста, еще о том, как «ЭКСАР» сотрудничает с Банком России?

Никита Гусаков:

С Банком России мы очень плодотворно работаем. В 2015 году Банк России запустил программу поддержки экспорта в рамках рефинансирования кредитов для крупнейших банков. Во время высокой ключевой ставки, эта программа оказала очень большую поддержку, так как банки имели возможность, профинансировав экспортные сделки, воспользоваться рефинансированием Центрального Банка и привлечь рубли по очень эффективной ставке. В 2020 году Банк России расширил целевое назначение кредитов и включил туда всю продукцию, которая относится к несырьевому неэнергетическому экспорту. Таким образом, Банк России помогает создать дополнительную мотивацию для банков заниматься поддержкой экспорта и финансированием экспортных контрактов.

Но и если возвращаться к началу нашей беседы, давайте в конце все-таки поговорим об итогах этого непростого 2020 года?

Никита Гусаков:

Кризис — это время, когда растут риски, поэтому, с одной стороны, мы готовились к существенному ухудшению нашего портфеля и, безусловно, срабатыванию ряда рисков, которые должны были привести к выплатам. С другой стороны, во время роста рисков, и компании, и банки больше пользуются поддержкой экспортно-кредитных агентств.

Мы увидели рост объемов заявок, этот год, мы пока считаем, закончится достаточно благополучно, с точки зрения объемов выплат и получения уведомлений о страховых случаях. Но мы готовимся к тому, что следующий год будет тоже сложный, потому что часть эффекта безусловно перейдет на следующий год.

Тем не менее, в любой сложной ситуации надо искать новые возможности, и мы постарались максимально поддержать наших экспортеров не только действующими продуктами, но и предложив новые решения. В частности, наиболее пострадавший в кризис сегмент — компании МСП. Для МСП экспортеров мы запустили упрощенный продукты в этом году по страхованию отсрочки по контрактам. Продукт предполагает минимальный набор документов, практически один документ, — заявление, которое нам экспортер подает, и до 10 млн рублей контракты мы можем поддержать в максимально упрощенном формате.

А с крупными компаниями мы, естественно, продолжаем сотрудничать продолжаем помогать им экспортировать. Для «ЭКСАР» 2020 год безусловно был годом вызовов, тем не менее, мы считаем, что мы удачно справились, мы предоставили большие лимитов, не уменьшили объем поддержки для экспортеров. И считаем, что это такое большое достижение этого года.