Образ положительного героя за полмиллиона. Сколько денег тратят политики на Telegram-каналы

Если несколько лет назад чиновники, депутаты и региональные руководители продвигали свои успехи только в популярных соцсетях — Instagram и «ВКонтакте», то сегодня вышли на новый уровень — Telegram-каналы. PR-кампания одного депутата из региона, по самым скромным подсчетам, может обойтись в миллион рублей. Федеральные чиновники и организации на такое продвижение закладывают еще более красивые суммы — до нескольких миллионов. Предвыборная агитация, информационное сопровождение повседневной деятельности, очернение противников — все это услуги, которые пользуются популярностью в Telegram. 

Образ положительного героя за полмиллиона. Сколько денег тратят политики на Telegram-каналы
© Daily Storm

У свободного, независимого, неподконтрольного слова в мессенджере есть своя цена. И измеряется она в рублях. Еще в 2018 году на портале госзакупок, где размещаются заявки на оказание услуг государственным органам за счет госбюджета, Telegram почти не упоминался, а сейчас найти контракт на продвижение в этом мессенджере может любой. Кто же закупает такие услуги?

Первая заявка, которую мы видим, — от Красноярского городского совета депутатов. Контракт на сумму 395 тысяч рублей. В эту закупку входит подготовка обзоров публикаций в СМИ и соцсетях, а также Telegram-каналах о событиях и фактах, связанных с деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц Красноярска и Красноярского края.

Власти Красноярского края открыто заявляют, что используют популярный мессенджер для продвижения депутатов. Связаться с городским советом на момент публикации не удалось. Не брезгуют такими закупками и федералы, например, Фонд содействия реформированию ЖКХ. Контракт на информационное обеспечение — почти четыре миллиона рублей. В него входят публикации как в СМИ, так и в Telegram-каналах. 

За последние два года в России появилось более 100 агентств, которые готовы продвигать вас в Telegram. Речь идет не только о размещении отдельных постов, но и о целых кампаниях. То есть за хорошие деньги работа ведется комплексная и длится от месяца и больше. 

Daily Storm связался с одним из таких агентств. По словам собеседника, основная задача, которую, как правило, ставят заказчики, — мониторинг инфополя в Telegram-каналах. Однако есть и желающие на закупку блоков на негатив.

«Например, у нас иногда покупают блоки на негативное упоминание тех или иных персон. Конечно, в основном заказчики — это депутаты или министерства. Также работаем и с постановкой постов в крупные каналы — выпускаем их с альтернативной точкой зрения, когда появляется негатив», — рассказал собеседник Daily Storm.

По словам представителя агентства, как правило, стоимость услуг рассчитывается на месячное размещение. «В среднем чек от 150 тысяч до 500 тысяч рублей по всем работам. В зависимости от задач. Создание и прокачку своего канала берут редко — это дорого, долго, сложно», — добавил он.

Стоить отметить, что до сих пор мало кто из заказчиков понимает, как это работает. «Цен пугаются. Сначала хотят все, но после предложения сильно режут косты, берут только самое необходимое: разовые посты, консалтинг. Очень популярно, очень востребованно. Сарафанное радио. Но не все могут позволить», — уточнил представитель агентства.

В проект-студии Чижова рассказали Daily Storm, что активно работают через Telegram, с успехом продвигая различные ниши: от инфобизнеса до вебкама. Среди их клиентов есть крупные проекты, например, «Улыбка Радуги», «Меланнет», «Мираж Синема».

«Стоимость наших услуг зависит от объема работ. Чаще всего мы работаем в формате „под ключ“, а именно: делаем стратегию продвижения, создаем канал и чат-бота в Telegram, осуществляем рассылки, делаем контент и непосредственно продвижение канала. Данная работа стоит порядка 100 тысяч рублей для наших клиентов», — рассказал Daily Storm Максим Рыбаков, проект-директор Студии Чижова.

Daily Storm подсчитал, сколько будет стоить небольшая кампания по продвижению регионального депутата в Telegram-пространстве. К примеру, депутат Смоленской области решил идти в Госдуму и пропиариться. В Telegram регион представлен несколькими популярными каналами, один из них — «Злой Смолянин». Стоимость одного поста во время электорального года будет начинаться от 15 тысяч рублей, цена зависит от внутреннего содержания. Кампания же месячная обойдется депутату минимум в 200 тысяч рублей.

К региональным каналам необходимо подключить федералов. Здесь разброс цен огромный. Так, например, разместить репост в канале «Политджойстик» обойдется депутату в 70 тысяч рублей, а пост — и того дороже. Канал «Незыгарь» берет за репост от 85 тысяч рублей, а пост в таком канале может стоить до полумиллиона рублей. Плюс небольшие каналы: «Совесть губернаторов» за пост возьмет от 15 тысяч рублей, «Как-то вот так» — от 20 тысяч рублей, «Акитилоп» за репост — 35 тысяч рублей. 

Сложив все цифры, в итоге мы получаем: размещение одного поста в региональном канале и нескольких федеральных обойдется депутату в кругленькую сумму — около 100 тысяч — 150 тысяч рублей. Если говорить о месячном контракте, то на обслуживание одного депутата уйдет около 500 тысяч рублей. 

Список каналов, которые можно использовать для размещения, большой, так же, как и расценки. Daily Storm получил документ с примерной стоимостью постинга в крупных федеральных каналах. 

Намного дороже обойдется кампания по негативу. Telegram-каналы в последнее время стали рупором не только позитивной повестки, но и рычагом давления, а также создания негативного фона для соперников на выборах. Показательная история такой борьбы произошла в Мурманской области. В региональном Telegram-пространстве несколько месяцев идет настоящая война: депутат Госдумы Алексей Веллер сражается с местными политическими силами. В одних каналах идет постоянный слив негативной информации о депутате, а другие всеми силами его защищают.

«Да, про меня идут негативные публикации. И я даже знаю, кто их заказчик. Это политическая игра. Я работал мэром Мурманска, есть обиженные», — рассказал Daily Storm Веллер. 

Депутат не отрицал, что и он имеет дружественные СМИ и Telegram-каналы, которые отрабатывали вторую сторону — его позицию и его мнение обо всем происходящем. Можно сказать, что Веллер заказывал информационные атаки на своих оппонентов через свои СМИ и Telegram-каналы. 

«У меня есть несколько каналов, которые со мной солидарны, и некоторые СМИ», — уточнил парламентарий. 

Если говорить о цифрах, которые уходят на войны в Telegram-пространстве, то это даже не сотни тысяч, а миллионы. Daily Storm поговорил с владельцем одного из каналов, берущих такого рода посты. Называть его не будем, чтобы не нарушить коммерческую тайну, но аудитория канала насчитывает более 200 тысяч подписчиков. По словам собеседника, один негативный пост будет стоить от 150 тысяч до 300 тысяч рублей в зависимости от личности, про которую планируется эта публикация. Так, стоимость негативного поста о депутате — 150 тысяч рублей, о федеральной фигуре (министре, вице-премьере) — от 200 тысяч рублей. Кампания обойдется заказчику минимум в 1,5 миллиона рублей.

В Telegram-каналах также есть история с блоками на негатив, когда канал в течение месяца не публикует ничего плохого о той или иной организации или личности. Стоимость такой услуги — от 400 тысяч рублей, а крупные каналы берут до миллиона. 

Региональные администрации также пользуются популярным мессенджером. Для работы они создают собственные сетки каналов, которые обслуживают интересы властей. Оплачивается такое развлечение из бюджета региона или подконтрольных СМИ. Так, на портале госзакупок размещен аукцион на информационное сопровождение канала Yaplakal.com. Заказчиком выступает АО «МОСКВА МЕДИА», а стоимость контракта — 1,39 миллиона рублей.

За эти деньги планируется оказание услуг по информационному сопровождению материалов заказчика (видеороликов, баннеров, информационных обзоров и прочего) на интернет-ресурсе, расположенном по адресу: http://www.yaplakal.com, а также в Telegram-канале @yaplakal.

Telegram-каналы набирают популярность, наращивают количество подписчиков и поднимают цены за посты. Увеличивается и вовлеченность государственных структур в работу с мессенджером Павла Дурова. Вероятно, к кампании в Госдуму и губернаторским выборам начнут появляться и новые каналы, которые также будут оплачиваться из карманов депутатов или региональных властей. В итоге деньги будут литься рекой, что на руку владельцам каналов.

]]>