Китайские поставки в США привели к повышению стоимости импорта в РФ

Доля морского фрахта в ценах является небольшой, отметил ФБА «Экономика сегодня» экономист Дмитрий Адамидов.

Китайские поставки в США привели к повышению стоимости импорта в РФ
© ФБА "Экономика сегодня"

Повышение стоимости морских перевозок станет одним из факторов роста цен на потребительском рынке РФ. Благодаря этому на 10-15% повысятся цены на мебель, товары для дома и электронику.

Выросла стоимость морского фрахта

Участники рынка говорят о многократном повышении стоимости морских перевозок, которые в среднем выросли с 1,5 тысяч долларов до 9 тысяч долларов за контейнер. Это оборачивается ростом цен на любую продукцию, транспортирующуюся морем.

Производители товаров рассчитывали на временность явления и некоторое время субсидировали фрахт, однако в ближайшее время это может прекратиться, а фактор морских перевозок начнет отражаться на потребительских ценах.

Размер прибавки к стоимости разнится по каждой категории товаров: диапазон составляет от 2% до 15%. Для рынка РФ, который находится под давлением снижения реальных доходов, ситуация создает большие проблемы.

Многое зависит от ритейлеров: они исторически закладывали большую маржу, из-за этого цены на некоторые товары не сильно выросли с 2014 года несмотря на их экспортное происхождение, хотя и здесь возможности не бездонные.

О проблеме морских перевозок рассуждают не первую неделю. Причиной является резкое оживление морской торговли и связанный с этим дефицит мощностей. В апогей пандемии COVID-19 спрос на контейнерные перевозки был слабым, из-за чего мощности разбросало по всему миру. Теперь компании-перевозчики длительное время будут будут собирать их по всему миру.

В декабре объем китайского экспорта в США вырос на 29%, что обернулось коллапсом отрасли. Никто такого восстановления не ожидал, из-за чего образовался дефицит контейнеров на главном в мире китайском рынке.

Цены на контейнерные перевозки повысились в 4 раза, чем были до пандемии, а по некоторым направлениям до 10 раз. Существуют проблемы со скоростью доставки, так что в международном морском фрахте наблюдается локальный кризис.

Проблема будет решена, но для российского рынка – это потенциальная проблема. Снижение потребительского спроса не является мотивацией для ритейлеров по сдерживанию цен: показательным примером является автомобильный рынок РФ.

Эмиссия больше влияет на рост цен

«Рост цен возможно и существует, но если мы говорим о китайском импорте, который доставляется суперкораблями, то такие поставки часто везутся в Россию через Европу. Определенная составляющая здесь есть, но она не должна сильно влиять на цены в России. Если цифра издержек будет больше одного процента, то это удивительно», - констатирует Адамидов.

Если речь идет о габаритных и специфичных грузах, которые требуют особых судов и обработки в порту, то влияние стоимости морского фрахта на цены возможно, а удорожание будет приличным, но в остальных случаях это маловероятно.

«Необходимо смотреть на конкретные товар и отгрузку, потому что обо всем экспорте говорить сложно. На рынке по каким-то позициям всегда будет избыток, а по каким-то дефицит мощностей», - заключает Адамидов.

Такие разговоры намекают на то, что на потребительском рынке, связанном с экспортом, наметился тренд на повышение цен. Причины могут быть разные, но главной из них остается сохранение нормы прибыли.

Сегодня рынок оживился по сравнению с весной-летом 2020 года, поэтому у продавцов возникло желание компенсировать снижение нормы прибыли, которое произошло в период «коронакризиса». Подорожание морского фрахта является для этого хорошим поводом, ведь реальное влияние данного направления на потребительские цены подсчитать сложно.

«Цены на фрахт в 2021 году могут сильно колебаться», - резюмирует Адамидов.

Нельзя вычислить прямую корреляцию между морским фрахтом и розничными ценами в России на экспорт. Здесь сложные торгово-экономические цепочки, где цены определяются не только рыночным путем.

«Нельзя забывать про количественное смягчение. В России была проведена эмиссия денег, приведшая к очередному перераспределению богатства. Богатым и сверхбогатым людям не нужны товары первой необходимости, а предметы роскоши и другие эксклюзивные товары, из-за чего на них увеличился спрос», - констатирует Адамидов.

Россия проводит эмиссию более скромными темпами, чем Запад, но наш госдолг также вырос с 12,5% от ВВП до примерно 22%. Это увеличило денежную массу в России и эффективно сказалось на потребительском рынке.

«Платежеспособность определенных категорий населения растет, а ритейлеры всегда настроены на рост цен. Они ведут игру на ценах и пытаются поднять их. Я бы связал изменения цен по определенным товарам в России с эмиссией, из-за чего некоторые слои населения могут потратить на премиальные товары значительные суммы денег», - заключает Адамидов.

Такая ситуация надолго не сохранится, а эти социальные диспропорции, как отмечает Адамидов, начнут уходить. Тем более на дорогих товарах рынок не удержать, из-за чего ритейлерам придется мириться с издержками на фрахт.

В целом рост цен демонстрирует наличие денег у населения, иначе бы такого процесса в российской экономике не происходило.