Специалист в сфере ЖКХ рассказал, как пенсионерам не попасть на мошенников
Пенсионеры чаще других россиян страдают от деятельности так называемых «коммунальных мошенников», которые наживаются на доверчивости пожилых россиян. Как вычислить преступника «Слово и Дело» рассказал Виктор Федорук, ведущий эксперт по жилищному праву и ЖКХ ООД «За права человека».
Следует помнить, что коммунальные мошенники не грабят своих жертв в открытую. Они вынуждают пенсионеров расстаться со своими деньгами добровольно. Как и любые преступники, коммунальные мошенники – отличные психологи, которые могут навязать практически любую услугу за самые большие деньги.
Кому открывать дверь?
Нередки случаи, когда в дверь к пенсионеру стучатся «сотрудники управляющей компании» и предлагают такие услуги как замена счетчиков, батарей, труб, и любые другие виды ремонта.
Чаще всего они представляются сотрудниками ДЭЗа (Дирекции по эксплуатации зданий) или ЖЭКа (Жилищно-эксплуатационной конторы). Таких организаций больше не существуют, однако пенсионеры, по старой памяти, открывают двери мошенникам, так как эти организации у них ассоциируются с порядочностью и честностью.
Сегодня же к вам в дверь может постучаться только сотрудник управляющей компании для планового обхода, который может происходить максимум раз в полгода. Виктор Федорук напоминает, что по Конституции РФ, жилище остается неприкосновенным.
«Посмотрите в глазок двери. Если вы не знаете этого человека, то не открывайте дверь. Предупредите, что вызовете полицию, если будут настойчиво стучаться в дверь», — говорит Виктор Федорук.
Эксперт напомнил, что, прежде чем прийти к вам на плановый осмотр, управляющая компания обязана предупредить вас о дне и времени прихода сотрудника.
«Управляющая компания либо позвонит вам, либо напишет письмо, либо повесит объявление, что в этом подъезде запланирован обход квартир с целью проверки раз в полгода показаний счетчиков», — предупреждает эксперт.
Управляющая компания действительно имеет право сверить данные счетчика с теми, которые вы подаете. Но она обязана предупредить, в какое время и в какой день к вам придет специалист. Если предварительно не было никаких объявлений и писем, значит вы имеете полное право никому не открывать.
Без предварительного согласия к вам в дверь может постучаться сотрудник только в случае аварийной ситуации. Однако вы и сами увидите суету вокруг дома и машины аварийных служб. Однако даже в этом случае вы имеете право не открывать дверь квартиры, так как все перекрывающие краны находятся либо в подвале, либо на чердаке.
Открывайте дверь только тогда, если вы заранее вызывали службу или заказывали услугу.
Замена счетчиков
Самой распространенной схемой мошенников является убеждение пенсионеров в необходимости замены счетчиков прямо здесь и сейчас. Для психологического воздействия мошенники часто запугивают пожилых россиян неминуемыми штрафами за отказ менять счетчики. Виктор Федорук рассказал, когда и как следует менять счетчики.
С 2009 года в России действует федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», согласно которому россияне обязаны устанавливать счетчики. Каждый счетчик имеет свой временной ресурс – от 4 до 6 лет. Россияне обязаны проверять показания счетчиков раз в год.
Человек может сам вызвать специалиста, который проверит и сообщит о степени изношенности счетчика и при необходимости продлит его для работы.
«Вы сами приглашаете специалиста, а не он сам к вам приходит, когда ему удобно. Вы вправе сами выбрать компанию, которая займется вашим счетчиком. Также вы в праве послать подальше гостя, который навязывает вам услугу замены счетчика. Вы имеете полное право сказать: “Вы мне не нравитесь только потому, что вы пришли без приглашения, сегодня вы можете отдыхать. Мое имя вычеркните из своей базы данных, я никогда не буду с вами сотрудничать, так как вы нарушили мое право на покой”», - поясняет эксперт.
Сегодня на рынке очень много организаций, которые занимаются проверкой счетчиков: не только частных, но и государственных. Например, в Москве есть организация «Мосэнергосбыт», которая раньше занималась только электрическими счетчиками, а сегодня занимается проверкой и водяных счетчиков. Вы сами выбираете, кого пригласить для этой услуги.
Ориентируйтесь на квалификацию сотрудника, стаж работы компании и цену. Специалист советует избегать высоких цен на эту услугу.
Ложная платежка
Однако не всегда коммунальные мошенники стучатся в дверь к пожилому человеку. Нередко они подкладывают ложные квитанции, которые выглядят совсем как настоящие, однако содержат реквизиты мошенников. Как распознать ложную платежку, рассказал Виктор Федорук.
«Обратите внимание: на каждой платежке есть название организации и код плательщика. Он не меняется. Если код плательщика не указан, или отличается от прежнего номера, значит квитанция липовая. Деньги, которые вы заплатили по этой платежке, попадут в руки мошенников, и вы их не сможете вернуть», — объясняет Виктор Федорук.
При этом эксперт подчеркивает, на настоящей платежной квитанции всегда будут ваши фамилия, имя и отчество. Мошенники ленятся узнать вашу фамилию и вписать ее в квитанцию.
«Квитанция от мошенников всегда с номером квартиры, но не с именем. Узнать, кто хозяин этой квартиры для мошенников слишком дорого. Обращайте на это внимание: если на платежке нет кода плательщика и вашей фамилии, отнесите эту платежку либо в полицию, либо в управляющую компанию с просьбой проверить, кто прислал вам эту платежку».
Помните¸ что услуг, которые нужно выполнить здесь и сейчас, не бывает. Главный совет – быть бдительным, не открывать двери незнакомцам и не позволять мошеннику манипулировать вашими поступками.