У «Газпрома» праздник - Европа примерзла к батареям

Ледяной атмосферный фронт, накрывший Европу в феврале, привел к истощению запасов газа в подземных хранилищах, заявили в «Газпроме». По подсчетам концерна, из ПГХ уже отобрано 55,5 млрд кубометров газа – на 27,6% больше, чем в прошлом году.

У «Газпрома» праздник - Европа примерзла к батареям
© Свободная пресса

«Согласно Gas Infrastructure Europe, запасы газа в европейских ПХГ упали ниже 40%, хотя всего 11 дней назад уровень был около 50%», - цитирует сообщение РИА Новости.

В «Газпроме» также отметили, что ситуация положительно повлияет на спрос на российский газ.

Ранее Gas Infrastructure Europe сообщал, что на главном газовом рынке Европы – в Германии – запасы сократились до 34,17%, в Австрии – до 45,28%, Чехии – до 41,08%, Польше – до 52,27%. Сильнее всего сокращение оказалось во Франции – до 30,07%.

Как воспользуется российский концерн «подарком» из Арктики?

– Из открытых источников мы знаем, что европейские ПХГ заполнены менее чем на 40%, во Франции – даже ниже 30%, – отмечает эксперт аналитического портала Rubaltic.ru Алексей Ильяшевич. – Это действительно повод для беспокойства. Как показывает практика, отметка в 50% является психологической чертой. Но это не значит, что страны ЕС могут остаться без газа. Просто практичные европейцы считают необходимым иметь стратегический запас, который поможет им продержаться в случае форс-мажорных обстоятельств (например, в случае остановки украинского транзита).

«СП»: – В 2019-м европейцы закачали в ПГХ рекордное количество газа. Плюс, все это время «Газпром» не прекращал поставки. И все равно не хватило?

— Повторюсь, речь не идет о том, что кому-то не хватает газа. Всем хватает. В феврале всегда остро ощущается дефицит энергоресурсов. На этот раз он усугубляется сильными холодами, которых Европа, возможно, не ожидала после аномально теплой зимы прошлого года. При этом поставщики СПГ в декабре-январе устремились в Азию, где сложилась наиболее благоприятная ценовая конъюнктура. «Газпром» тоже не стремился увеличить физические поставки газа в Европу. Почему – отдельный вопрос. В результате европейцы были вынуждены выбирать запасы своих ПХГ.

«СП»: – Какие страны могут столкнуться с дефицитом газа?

– Не думаю, что какая-то европейская страна реально столкнется с такой проблемой. Тот же «Газпром» готов нарастить транзит через украинскую ГТС — свободных мощностей там хватает. За них, правда, придется платить отдельно, но если Европа покроет эти расходы, то почему бы нет? Это вопрос цены. Зима, к тому же, уже заканчивается.

«СП»: – Как долго цены на газ продержатся на высоких уровнях, может ли «Газпром» рассчитывать на солидную выгоду?

— В январе цены на газ достигли пика. Сейчас они по-прежнему высокие, но это ненадолго. С наступлением весны конъюнктура снова может измениться. Здесь многое зависит от ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Когда этот рынок теряет привлекательность для экспортеров СПГ, они возвращаются в Европу.

Есть версия, что «Газпром» целенаправленно сдерживал физический поток газа в Европу, чтобы не спровоцировать скорый обвал цен. Что выгоднее – воспользоваться ситуацией сейчас или сбалансировать поставки с прицелом на весну? На этот вопрос должны отвечать менеджеры «национального достояния».

«СП»: – США могут воспользоваться ситуацией для продвижения своего СПГ?

– США, конечно, пытались извлечь выгоду. Им даже не хватало танкеров для транспортировки СПГ. Но Америку тоже накрыли аномальные холода. Из-за этого, с одной стороны, растет внутреннее потребление, с другой – замерзают скважины и порты. Из-за «ледяного апокалипсиса» власти Техаса даже ограничили экспорт газа за пределы штата (и это тоже подстегивает рост цен в Европе).

Россия с такой проблемой не сталкивается, она хочет и может воспользоваться ситуацией, чтобы отбить катастрофические потери нефтегазового сектора в 2020 году. Вопрос только в том, как это правильно сделать.

«СП»: — Как эта ситуация отразится на украинском транзите?

– Украина может поиметь выгоду, если Россия будет закупать солидные дополнительные мощности украинской ГТС, как это прописано в транзитном контракте. Другой вопрос, что «Газпром» не горит желанием это делать. Иначе ему придется отвечать на неудобный вопрос: почему он не смог заранее просчитать, какие объемы транзита понадобятся на украинском направлении в 2021 году? Очевидно, российская сторона предполагала, что к этому времени уже будет готов «Северный поток-2». Именно поэтому «Газпром» законтрактовал у «Нафтогаза» 65 миллиардов кубов на 2020 году, а на 2021-2024-ый – всего по 40 миллиардов.

«СП»: – А как это отразится на перспективах «Северного потока-2». Можно заметить, что каждый раз, когда приходит холодная зима, европейцы начинают более рьяно защищать проект, но как надобность спадает, их пыл убавляется…

– Вы правы. Холода – всегда аргумент в пользу «Газпрома». Но спор вокруг «Северного потока – 2» слишком серьезен, чтобы на него могла повлиять погода. Здесь не стоит надеяться на помощь «Генерала Мороза». К тому же, повторюсь, ничего страшного в Европе не произошло. Газа всем хватает, просто исчерпались подземные хранилища. Как исчерпались, так и заполнятся.

«СП»: — ЕС постоянно говорит о переходе на «зеленую энергетику». В период холодных зим пыл также убавляется? Или все же они твердо решились?

— Лично мне ответ на ваш вопрос стал очевиден после того, как ЕС не отказался от финансирования «зеленой сделки» в разгар экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса. Как ни крути, отказ от «грязной» энергетики является долгосрочным европейским трендом. Евросоюз будет переходить на ВИЭ и будет платить за это большие деньги. Сам процесс перехода может замедляться или ускоряться, но он не остановится. России нужно с этим, во- первых, смириться, во-вторых, искать новые возможности для сотрудничества с «углеродно-нейтральной» Европой.

По словам замгендиректора Института национальной энергетики Александра Фролова, такое бывает не часто.

– Последние зимы были довольно тёплыми. Плюс в 2019 году, действительно, были накоплены рекордные запасы, поскольку все боялись срыва транзитного соглашения с Украиной. К текущему отопительному сезону накопления были более скромными. Тут нужно пояснить, что накопленный в хранилищах газ стараются побыстрее распродать, так как хранение не бесплатное. То есть в хранилищах к началу отопительного сезона было меньше газа, чем год назад. Это главная причина настолько большой разницы в запасах.

Вторая причина – холода. Третья – низкая загрузка возобновляемой генерации. В качестве иллюстрации: в феврале прошлого года в Германии на газовых электростанциях было произведено 4,82 ТВтч, а за 19 дней февраля текущего года – 4,98 ТВтч.

«СП»: – Цена на газ еще будет повышаться?

– Цены уже находятся на высоком уровне. Для спотовых площадок нормальным явлением является высокий уровень цен зимой и низкий – летом. Так что да, цены потом снизятся, и это нормально.