Отмывание теневых доходов может стать неподъёмной задачей

Предпринимателям, чья добропорядочность не вызывает сомнений у ЦБ, предлагается присваивать низкий уровень риска, который означает, что на финансовом рынке им можно делать все, что позволяет закон. А вот сомнительным с точки зрения антиотмывочного законодательства организациям и тем, что находится на грани, присвоят средний и высокий уровень угрозы соответственно, на основании чего им может быть запрещено открывать банковские счета и проводить операции.

Отмывание теневых доходов может стать неподъёмной задачей
© Парламентская газета

Это станет возможно благодаря созданию на базе Банка России централизованного информационного сервиса — платформы «Знай своего клиента». В Госдуме сообщили, что первое чтение соответствующего законопроекта, разработанного депутатами и сенаторами, запланировано на март, а принятие самого закона — до конца весенней сессии.

ЦБ все видит, все знает, всех предупреждает

По мнению законодателей и регулятора, реализация инициативы позволит, с одной стороны, снизить издержки кредитных организаций, а с другой — уменьшить нагрузку на добросовестных предпринимателей, в первую очередь на малый и микробизнес. Один из авторов законопроекта, глава Комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков напомнил «Парламентской газете», что доля сравнительно благонадежных клиентов на сегодня в стране составляет 99 процентов от общего количества хозяйствующих субъектов (7,7 миллиона), а количество клиентов, в отношении которых мелькают подозрения, находится в пределах 0,3 процента, остальной объем занимают клиенты с высоким уровнем риска.

На первый взгляд численность хороших и плохих клиентов не сопоставима, первые значительно превалируют, но, как говорится, лиха беда начало. Стремительное развитие интернет-технологий, криптовалют и офшорных зон, позволяющее спешно и довольно замысловато модернизировать схемы отмывания денег, заставляет регуляторов всего мира искать новые инструменты изобличения недобросовестных участников финрынка.

Россия в этой гонке на опережение находится на лидирующих позициях. В ЦБ накоплен большой опыт в выявлении и квалификации подозрительных операций на разных звеньях платежных цепочек, а используемый инструментарий позволяет мониторить весь банковский сектор. Релевантность оценок регулятора, подтверждаемая банками, по клиентам и их операциям составляет около 99%.

Использование современных технологий обработки больших массивов информации вкупе с современными IT-системами в банках позволяет регулятору оперативно информировать кредитные организации о комплаенс-рисках в операциях клиентов. То есть рисках появления у компании финансовых или репутационных убытков, возникающих из-за непреднамеренных или умышленных нарушений законодательства или внутренних регламентов предприятия.

Очередным гвоздем в крышке гроба разного рода финансовых авантюристов должен стать централизованный информационный сервис на базе ЦБ — платформа «Знай своего клиента» (ЗСК), через которую банки в онлайн-режиме смогут получать качественную информацию об уровне риска по клиентам и их контрагентам и использовать ее при реализации процедур «противолегализационного» контроля.

Критерии риска по согласованию с Росфинмониторингом

Законопроектом предлагается делить клиентов на категории риска. Распределять предпринимателей по типу благонадежности будут на основании объективных критериев, которые разработает Центробанк по согласованию с Росфинмониторингом. Эти критерии будут основываться, в частности, на информации о видах и характере деятельности юрлиц и ИП, об операциях по их банковским счетам, об учредителях и руководителях и аффилированности с юрлицами, замеченными в подозрительных операциях. Также во внимание будут приниматься сведения о количестве банковских счетов, вкладов и депозитов, а кроме того, информация, поступающая от федеральных органов власти.

Критерии платформы ЗСК настраиваются таким образом, чтобы присваивать низкий уровень риска лицам, ведущим реальную хозяйственную деятельность без «примеси» сомнительных операций, средний уровень риска — лицам, совмещающим реальную и теневую части хозяйственной деятельности. Здесь будет учитываться как вывод в теневой сектор экономики денежных средств крупных клиентов, так и участие в теневом обороте неучтенной налички и деятельность в секторах экономики с повышенными рисками.

Высокий уровень риска планируют присваивать компаниям, которые не занимаются реальной деятельностью, при этом регистрируются на подставных граждан и контролируются третьими лицами. Нарваться на «черную метку» бизнесмены могут и за создание различных препон в работе налоговых и правоохранительных органов по установлению бенефициаров сомнительных операций. Несомненным поводом присвоить высокий уровень риска предприятию станет выполнение расчетов теневого сектора экономики.

«Мы рассчитываем, что в результате будет снижена нагрузка на добросовестных предпринимателей, в первую очередь на малый и микробизнес», — ранее отмечал директор департамента финмониторинга и валютного контроля Банка России Илья Ясинский.

Добросовестным бизнесменам это пойдет на пользу

Создание платформы «Знай своего клиента» служит двум основным целям, пояснил «Парламентской газете» председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финрынкам Анатолий Артамонов. Первая — это защита интересов добросовестных предпринимателей — клиентов кредитных организаций, снижение финансово-административной нагрузки на них, что очень актуально для малого и микробизнеса.

«Это произойдет за счет снижения со стороны кредитных организаций превентивных ограничительных мер, уменьшения расходов бизнеса на взаимодействие с банками и количества дублирующих запросов одной и той же информации от разных кредитных организаций», — пояснил сенатор.

Вторая цель — оптимизация подходов банков к применению ими мер по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Благодаря этому сервису банки в онлайн-режиме смогут получать информацию об уровне риска по клиентам и их контрагентам, уточнил глава комитета. Он добавил, что в результате принятых мер должны снизиться операционные расходы банков, так как они будут ориентированы преимущественно на проверки клиентов с потенциально высокими рисками.

«Таким образом, внедрение разработанного механизма позволит обеспечить точечное взаимодействие с клиентами в части выявления и предотвращения подозрительных операций, исключить использование банковской инфраструктуры разного рода мошенниками», — подчеркнул Анатолий Артамонов.

Разработчики законопроекта надеются, что реализация предложенного механизма позволит минимизировать случаи, когда банки, иногда перестраховываясь или основываясь на своих субъективных суждениях, отказывали добропорядочным предпринимателям в обслуживании или проведении операций, что парализует их бизнес.

«Нам очень важно, чтобы отказы предпринимателям не носили массовый характер, так как они очень болезненно воспринимаются обществом и вредят деловому климату в стране», — резюмировал глава комитета.

Низкий уровень благонадежности можно будет оспорить

На законодательном уровне предлагают также зафиксировать и алгоритм работы с клиентом в зависимости от степени его «опасности». Так, компаниям и предпринимателям с низким уровнем риска кредитные организации не вправе будут отказать в заключении договора банковского счета а также воспрепятствовать переводу средств юрлицам или ИП с низким уровнем риска.

В отношении клиента с высоким уровнем риска, банк сможет применять действующий в настоящее время правовой инструментарий — отказывать в проведении операции в случае возникновения подозрений в отмывании доходов. Более строгие меры предусмотрены только для тех случаев, когда юрлица и ИП отнесены к высокому уровню риска не только банком, но и ЦБ.

Главное отличие первой редакции проекта закона от нынешней, по словам Анатолия Аксакова, заключается в работе с клиентами из «красной» зоны риска. Изначально предполагалось, что если в течение шести месяцев компания и ИП не обжалует присвоение себе такой категории, то банку нужно будет расторгнуть договор. После этого деньги должны быть перечислены в госбюджет.

«Первая редакция документа предусматривала возможность внесудебной конфискации средств у тех, кто входит в «красную зону», то есть тех, кто был замечен в грубом нарушении законодательства, связанного с отмыванием капиталов, полученных преступным путем, — пояснил Анатолий Аксаков. — Предполагалось, что средства на счетах таких клиентов в банках — это априори незаконно добытые деньги. Но в конце концов решили отказаться от внесудебного порядка. Только через суд».

Кроме того, по словам депутата, в законопроекте предусмотрена возможность обжалования включения компании в черный список и более четко прописана норма о том, что банки смогут пользовать «светофор» ЦБ исключительно на добровольной основе.

«У всех банков существуют свои системы оценки клиентов, а эта система ЦБ послужит дополнительным источником информации, которую кредитные организации смогут использовать или не использовать по своему желанию. Хотя, понятно, что они с удовольствием будут пользоваться этой информацией. Ведь это дополнительная возможность оценить клиента. Для малых и средних банков, которым не нужно будут тратиться на комплаенс-работы, это актуально», — уточнил Аксаков.

Депутат добавил, что замысел ЦБ состоит в том, чтобы значительно сократить затраты при определении благонадежности добропорядочных клиентов банков, каковых на сегодня подавляющее большинство. «Соответственно, это лучше для клиентов и банкам не нужно будет напрягаться и затрачивать ресурсы. Они смогут ориентироваться на информацию Центробанка и принимать решение по клиенту с точки зрения закона об отмывании капиталов», — резюмировал глава комитета.

Согласно нововведению, бизнесмены, которым выставили высокий уровень риска, могут обратиться для смягчения маркера в межведомственную комиссию, созданную при Банке России. Для этого законопроектом расширяется ее компетенция и состав. Сюда войдут представители ФТС, ФНС, Минэкономразвития, уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, организации предпринимательского сообщества. Кроме того, «черную метку» можно будет оспорить в судебном порядке.