Банки увидели конфликт интересов в законопроекте об антиотмывочной платформе Банка России

Вторая версия законопроекта об антиотмывочной платформе на базе Банка России снова вызвала критику со стороны банков. Представители отрасли считают, что предлагаемые поправки в законодательство могут нарушить конституционные права клиентов, повлечь дополнительные расходы на контроль за сомнительными операциями и создать конфликт интересов в самом регуляторе, передает РБК со ссылкой на отзыв Национального совета финансового рынка.

Представитель регулятора в беседе с изданием заявил, что письмо совета еще не поступило, а новая версия законопроекта «поддерживается бизнес-объединениями и большинством банков».

Замруководителя совета Александр Наумов объясняет, что банки опасаются того, что их хотят сделать частью пенитенциарной системы. По его словам, банк не может оценивать клиента с точки зрения преступной деятельности и карать его, закрывать счета и не возвращать остатки средств. В отзыве НСФР сказано, что такой подход может нарушить право граждан и организаций на свободное распоряжение своим имуществом и противоречит Конституции, цитирует РБК.

Также банки сомневаются в участии самого Банка России в отнесении клиента к той или иной группе риска. В НСФР считают, что это может вызвать конфликт интересов внутри регулятора. Если регулятор будет непосредственно оценивать риски клиента, он будет вынужден контролировать собственную работу, говорится в письме.

Представитель Банка России на запрос РБК отметил, что законопроект соответствует Конституции и не создает конфликта интересов внутри регулятора. Он отметил, что текущая версия позволяет банкам самостоятельно оценивать клиентов, а платформа ЗСК будет «дополнительным информационным ресурсом».

Вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков отметил, что после получения сигнала от регулятора банк, скорее всего, будет ему следовать. Риск, по его словам, заключается в том, что Банк России определяет риск-профиль клиента, но не берет на себя ответственность за то, что конкретно этот клиент плохой. В случае суда ответчиком станет коммерческий банк, таким образом ответственность переносится на участников рынка.