Компания раздора: кто может претендовать на контроль над «Аэрофлотом»

Ловкость рук В Гагаринском районном суде Москвы скоро будет рассматриваться уголовное дело по обвинению заместителя генерального директора «Аэрофлота» по правовым и имущественным вопросам Владимира Александрова, бывшего начальника отдела взаимодействия с органами государственной власти данной авиакомпании Татьяны Давыдовой, адвокатов Александра Сливко и Дины Кибец в мошенничестве в особо крупном размере, причем в составе организованной группы. По версии следствия, еще пять лет назад Владимир Александров организовал заключение между «Аэрофлотом» и адвокатами нескольких договоров об оказании юридической помощи и представления его интересов в различных делах. При этом в «Аэрофлоте» имеется свой юридический департамент и привлекать сторонних исполнителей смысла не было. В результате на основе подготовленных Александрой Сливко и Диной Кибец подложных актов якобы выполненных услугах, Владимир Александров и Татьяна Давыдова обеспечили перечисление на их счета 250,6 млн рублей. Это уголовное дело может стать камнем в огород нынешнего министра транспорта России Виталия Савельева, возглавлявшего «Аэрофлот» с марта 2009 по ноябрь 2020 года, и одновременно ударом по топ-менеджменту авиаперевозчика: если удалось так легко и изящно своровать столь внушительную сумму, то можно только предполагать, какие еще грязные дела могут твориться в крупнейшей авиационной компании России. «Безусловно, уголовное дело о хищении более 250 млн рублей не может благосклонно сказаться на репутации и бизнесе «Аэрофлота» который, ко всему прочему, все еще находится под сильным негативным воздействием пандемии коронавируса», – говорит Наталия Пырьева, аналитик «Финам». В поле зрения двух кланов История с хищением из «Аэрофлота» более четверти миллиарда рублей может перерасти в возможный конфликт за контроль над ним между двумя бизнес-кланами. Как пишет телеграмм-канал «Незыгарь», с одной стороны, якобы его хотят держать под контролем Аркадий и Борис Ротенберги, с другой – компанией хочет владеть Юрий Ковальчук и его родственники. Также «Незыгарь» полагает, что каждая из сторон может попробовать разыграть данное уголовное дело в качестве козырной карты. В тоже время 57,3 % акций «Аэрофлота» находятся в государственной собственности, 40,6 % торгуются на бирже. Cкупка свободных акций — занятие дорогое и долгое. Если Ковальчуки и Ротенберги хотят получить контроль над «Аэрофлотом», то, по нашему мнению, им гораздо выгоднее поставить своих людей у его руля и через них определять развитие авиаперевозчика. Ранее же, в 2016 году, Аркадий Ротенберг все же намеревался купить 25 % акций «Аэрофлота» – правительство рассматривало вопрос о выставлении их на продажу. Тогда Аркадий Ротенберг с партнерами вел консолидацию активов аэропорта «Шереметьево» и приобретение пакета акций «Аэрофлота» выглядела для него логичным шагом («Шереметьево» служит базовым аэропортом для перевозчика). Потом было принято решение приватизацию пакета не проводить и сделка не состоялась. Юрий же Ковальчук давно знаком с Виталием Савельевым — тот был председателем правления банка «Россия», принадлежашего Юрию Ковальчуку (на сайте «Аэфролота» говорится, что Виталий Савельев стал им в 1993 году и не упоминается, когда он перестал им быть). Можно предположить, что Юрий Ковальчук может неформально попросить Виталия Савельева о какой-нибудь услуге и тот ему вряд ли откажет. Для обоих кланов логистический бизнес крайне важен. Они конкурируют за заказы РЖД. Сын Аркадия Игорь контролирует группу «1520», строящую железные дороги по подрядам РЖД, Ковальчуки — корпорацию «Р-Индустрия», еще одного крупного подрядчика РЖД. Кстати, по информации «Незыгаря», транспортная прокуратура якобы потребовала у руководства «Аэрофлота» предоставить подробные сведения о его финансовом состоянии и долговой нагрузке. Точно такой же запрос был направлен в Министерство транспорта России. Их целью, считает «Незыгарь», является фиксация текущего положения дел с финансами в «Аэрофлоте», выявление предбанкротного состояния . Возможно даже возбуждение новых уголовных дел, если будут выявлены неизвестные факты воровства Сменивший Виталия Савельева на посту главы «Аэрофлота» Михаил Полубояринов принял от него национального авиаперевозчика – по итогам 2020 года «Аэрофлот» получил почти 100 млрд рублей убытка (чего не было с 2015 года). Финансовые проблемы были связаны с пандемией коронавируса, приведшей к сильнейшему коллапсу авиационных перевозок, и «Аэрофлот» не остался от него в стороне. Проведение в октябре 2020 года допэмиссии акций на 80 млрд рублей ситуацию выправить не смогло. «По нашим оценкам, Аэрофлот» останется убыточным в текущем году, а восстановление прибыли начнется с 2022 года. Рост долговой нагрузки компании обусловлен кредитами, займами, переоценкой лизинговых обязательств в связи с девальвацией рубля, а также в связи с целенаправленной работой по накоплению ликвидности на фоне значительного снижения ожидаемых доходов. Стоит отметить, что уровень долговой нагрузки «Аэрофлота» оказался высоким не только по итогам прошедшего кризисного года, составив 751,9 млрд рублей: в 2018 году он был равен 660,3 млрд рублей, в 2019-м - 573,7 млрд рублей», – оценивает положение дел в «Аэрофлоте» Наталия Пырьева, аналитик «Финам». «В 2021 году ожидается улучшение финансовых результатов Аэрофлота, однако, вероятно, они все равно будут хуже показателей 2019 года, так как карантинные ограничения остаются актуальными. Вряд ли компания может здесь как-то существенно повлиять на ситуацию, возможности сокращения операционных издержек, вероятно, были исчерпаны еще в 2020 году Можно предположить, что для восстановления рынка потребуется около двух лет, в течение этого времени рентабельность «Аэрофлота» будет оставаться под давлением», – высказал сходную точку зрения Дмитрий Пучкарев, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций». В нынешнем году, по данным Daily Storm, «Аэрофлот» планировал сократить зарплату пилотам: ««Аэрофлота». «Аэрофлот» с 1 января 2021 года почти в три раза уменьшит зарплаты членам летного экипажа», - писал Daily Storm в ноябре 2020 года. И похоже он это сделал, так как про сокращение зарплат Михаил Полубояринов рассказал в интервью РБК в феврале 2021 года: «Мы уже реализовали меру, к которой сотрудники отнеслись с пониманием, – это снижение общего дохода летного персонала и летчиков в связи с уменьшением налета. И это уже существенные цифры экономии. На мой взгляд, это общемировой тренд – сохранение персонала, но снижение зарплаты за меньший налет». В том же месяце «Известия» сообщили, что авиационные компании попросили Министерство транспорта России сократить отпуск летчикам: «Сейчас ежегодный оплачиваемый отпуск у пилотов в России составляет 70 дней, из них 42 дня — это дополнительный оплачиваемый отпуск. Авиакомпании предложили его отменить и оставить только 28 дней для отдыха». Вряд ли «Аэрофлот» не поддержал «коллег» по рынку пассажирских перевозок. Зато с 10 марта «Аэрофлот» поднял ставки топливного сбора с пассажиров на 150-300 рублей в зависимости от класса комфортности. На прошлой же неделе он аннулировал десятки тысяч билетов на международные рейсы после 30 апреля. Учитывая рост цен на зарубежные направления, «Аэрофлот» вполне может потом поднять стоимость билетов (подобную версию высказал телеграмм-канал «Baza»). Наверное, речь тоже идет о общемировых трендах... Закулисные интриги Михаил Полубояринов имеет антикризисный план выхода «Аэрофлота» на прибыльность к 2024 году – именно тогда международный рынок авиаперевозок должен восстановиться до доковидного уровня. Претворению его в жизнь мешает скрытый конфликт с Министерством транспорта России. По нашему мнению, По сути перемещение Виталия Савельева на пост его главы стало своего рода компромиссом между кланом Ковальчуков пытающихся сохранить его как куратора ряда своих бизнес-проектов и кланом Ротенбергов, давно зарящихся на «Аэрофлот». В результате, как нам кажется, Виталий Савельев сохранил определенное влияние на «Аэрофлот» (как председатель его совета директоров), Ротенберги через Михаила Полубояринова получили над ним формальный контроль, но не более того: его попытки поправить тяжелое положение дел «Аэрофлота» за счет оптимизации финансовых потоков на его подрядчиков и получения активов проблемной Utair результата не принесли (банк же «Россия», за которым стоит Юрий Ковальчук, сумел выкупить 80 % долга Utair всего лишь за четверть номинала, пользуясь поддержкой Министерства транспорта России). Но и Виталий Савельев на новом поприще не сумел расширить свое влияние на компании, занимающиеся железнодорожными, автомобильными, морскими речными перевозками. Его влияния могло не хватить на сдерживание мощных лоббистов, в частности, подрядных фирм клана Ротенбергов В складывающихся условиях ему может стать необходимым возврат контроля за «Аэрофлотом» и его «дочками». Поэтому Виталий Савельев может быть и не прочь поставить вместо Михаила Полубояринова финансового директора «Аэрофлота» Андрея Чиханчина. Слабым же местом Михаила Полубояринова может быть его близость к главе ВЭБа Игорю Шувалову (они вместе раньше работали), дающая его оппонентам прекрасную возможность использовать этот факт против него под предлогом кардинального обновления топ-менеджмента «Аэрофлота». Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева

Компания раздора: кто может претендовать на контроль над «Аэрофлотом»
© РИА "ФедералПресс"