«Развод» по-сберовски: кому выгодны слухи о расставании Сбербанка и Mail.ru

Это уже далеко не первый «вброс» на тему раздела активов О2О – совместного предприятия (СП) «Сбера» и MRG. Впервые та же Financial Times сообщила о предстоящем «разводе» еще в ноябре прошлого года. Тогда анонимные источники издания утверждали, что у сторон возникли разногласия из-за выбора разработок, которые должны были лечь в основу совместной экосистемы – социальная сеть «ВКонтакте» (MRG) или платежная сеть Сбербанка. А совсем недавно Forbes написал, что «Сбер» может забрать себе входящий в СП агрегатор такси «Ситимобил», MRG – сервисы доставки. Теперь же неназванные источники Financial Times утверждают, что партнеры разошлись во взглядах относительно стратегии развития СП.

«Развод» по-сберовски: кому выгодны слухи о расставании Сбербанка и Mail.ru
© Финансовая газета

К слову, в созданное в 2019 году СП О2О, помимо упомянутого «Ситимобила», входят сервис каршеринга YouDrive, службы доставки Delivery Club, «Кухня на районе» и «Самокат», а также доли в DC Daily, Performance Group, «СберМаркет», SberFood (ранее – FoodPlex) и др. На сегодняшний день партнеры владеют в О2О равными долями – по 45,005%.

Опровергая сообщение зарубежной прессы, в Сбербанке, в частности, заявили, что бизнесы, входящие в O2O, активно и успешно развиваются. «Уже сегодня стоимость нашего совместного бизнеса намного выше, чем вложенные в него инвестиции», – подчеркнули в банке. А руководитель по корпоративным коммуникациям MRG Сергей Лучин, со своей стороны, отметил, что группу устраивает «довольно высокий темп роста входящих в совместное предприятие активов», и выходить из них MRG не планирует.

В ответ на это скептически настроенные эксперты предлагают заглянуть в консолидированную отчетность Mail.ru Group по МСФО за прошлый год. Согласно этому документу, в 2020 году СП получило 27,8 млрд рублей убытка, тогда как выручка составила 18,2 млрд рублей. Таким образом, использованные сторонами штампы про «активное и успешное развитие», а также «высокий темп роста» вызывает сомнения.

Главный аналитик компании TeleTrade Марк Гойхман, комментируя сообщение о «разводе», отметил, что «Сбер», доминируя на рынке, стремится доминировать и в СП. «Это может негативно сказываться на интересах другого партнера и в целом снижать эффективность управления, – предполагает эксперт. – Разногласия и противоречивость подходов способны разрушить любые альянсы. Например, предыдущие проекты совместных предприятий «Сбера» с Alibaba, «Яндексом» и Ozon оказались несостоятельными. А если учесть, что работа O2O приносит убытки, то ситуация лишь усугубляется».

Управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев считает, что вбросы информации о разделе активов часто выгодны самому предприятию или его основным бенефициарам и могут свидетельствовать о крупной биржевой игре. Последним ярким примером подобного воздействия на цены акций, на его взгляд, были сообщения о покупке «Яндексом» «Тинькофф банка». «Развод Сбербанка и MRG маловероятен, для него просто нет ни политических, ни финансовых предпосылок, – уверен Говришев. – А вот поглощение проекта более крупным и сильным участником при таких манипуляциях на классическом рынке возможно».

Анастасия Тарасова, глава инвестиционного департамента INV.lu, в этой связи констатирует, что на рынке уже несколько лет существует тренд на расторжение отношений крупных сервисных компаний и обращает внимание, что у партнеров «не срощенный бизнес – у них есть лишь общие разработки и стартапы».

«У любого партнерства должен быть формат прекращения действия, когда компании, совместно создавшие определенную ценность, решают, кто получит какой-либо актив, а кто – дополнительные деньги, – объясняет генеральный директор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. – Это – параллель «развода» «Сбера» с «Яндексом», когда Сбербанк заработал 20 млрд рублей. Вот и здесь я не исключаю, что может быть принято такое же решение. И мне кажется, нынешняя ситуация вполне прозрачная». Как правило, соответствующие подходы прописываются в соглашении, когда одна из сторон решает, как разделить активы, отмечает эксперт. Вместе с тем возможный «развод», по его мнению, позитивно скажется на рынке, поскольку усилит конкуренцию, так как Сбербанк и Mail.ru Group, очевидно, после разделения будут между собой активно конкурировать.

В свою очередь, на взгляд директора банковских рейтингов Национального рейтингового агентства (НРА) Константина Бородулина, сегодня «развод» принесет много минусов для обеих сторон – потерю стабильного финансирования для одного партнера, имиджевые потери и дополнительные расходы на выстраивание нехарактерных бизнесов – для другого. «Можно предполагать, что утечка информации данного типа – форма давления на партнера, - говорит Бородулин о сообщении Financial Times. – Однако разделение сложившейся экосистемы – крайний шаг, и он возможен лишь при серьезных разногласиях, а их, судя по комментариям сторон, сейчас не существует».