Модель «зеленого» СПГ создает риски традиционной энергетике

Для получения «зеленого» СПГ существует много решений, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Модель «зеленого» СПГ создает риски традиционной энергетике
© ФБА "Экономика сегодня"

Total и Siemens двигаются в сторону «зеленого» СПГ

Компании Total и Siemens Energy подписали соглашение по разработке устойчивых решений, направленных на сокращение выбросов CO2. Основное внимание уделят сжижению газа и применяемой в данном процессе электрогенерации.

Партнеры собираются объединить технологические наработки для создания новых промышленных решений.

Целью является получение технологий по сжиганию водорода в газовых турбинах и по промышленному производству СПГ на основе полностью электрифицированного процесса с интеграцией в него возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

Арно Брейяк из компании Total считает, что сотрудничество с Siemens Energy принесет пользу французскому нефтегазовому гиганту и сократит объемы углеродного следа в его проектах. Этому помогут серьезные наработки Siemens в области ВИЭ.

Развитие низкоуглеродного СПГ, как считают в Total, удовлетворит спрос на энергию и снизит углеродоемкость потребляемых энергоносителей. Процесс необходим для сохранения использования СПГ в европейском энергопереходе.

«Зеленая сделка» создает проблемы традиционной энергетике

Французы и немцы ищут пути, чтобы встроиться в новую энергетическую политику ЕС, которая основана на «Зеленом пути» (Green Deal). Главной ее целью является нефть, газ и уголь, т. е. традиционная энергетика.

Решимость ЕС реализовать эту линию очевидна, но понятно и то, что энергопереход невозможен без задействования нефти и газа.

Современные ВИЭ экономически нерентабельны – они привели к пиковым ценам на электричество в ФРГ и Дании, и неэффективны – морозы 2020-2021 годов обернулись тем, что многие солнечные батареи и ветряки в Европе вышли из строя.

Однако в ЕС выстраивают политику на основе ценностей, которые объявили войну традиционной энергетике.

С одной стороны, здесь заложена модернизация экономики за счет новых технологических решений, но с другой – имеются непоследовательные действия, снижающие экономический потенциал ЕС, из-за чего компании вынуждены искать пути для их обхода.

Так появилась идея низкоуглеродного или «зеленого СПГ». Снизить выбросы CO2 за счет манипуляций с СПГ невозможно – сырье можно назвать «зеленым», «голубым» или «розовым», но его физико-химическими свойства останутся прежними.

Возможно совершенствование технологий добычи, доставки и использования газа, но и в этом процессе есть предел, из-за чего энергетики придумали модель «зеленого» СПГ. Недавно такой поставкой рынок порадовали компании Shell и «Газпром», продавшие судно с «зеленым» СПГ, однако загружено оно было на заводе «Сахалин-2», где производственный процесс не менялся.

Под видом «зеленого СПГ» понимается экономическая модель, когда компании производят стандартное топливо и одновременно компенсируют экологические издержки – либо за счет прямых или косвенных вложений в экологию, либо путем использования ВИЭ.

Siemens Energy является технологическим лидером в производстве ветряков в ЕС, чем и вызван интерес со стороны Total.

Модель «зеленого СПГ» искусственна

«Существует несколько вариантов декарбонизации СПГ и убиранию из него углеродного следа. В первую очередь это уменьшение выбросов CO2 во время производства сжиженного газа. Согласно методологии ЕС, еще есть выбросы CO2 при добыче и доставке газа по газопроводам. В случае с «Ямал СПГ-2», где участвует Total, газопровода нет, так что там нужно делать ставку на добычу», - заключает Юшков.

«Новатэк» делает заявления о планах по снижению выброса CO2 в атмосферу, но пока это элемент пиара.

«Для производства СПГ необходимо много электроэнергии. Для завода строится электростанция, которая дает энергию, охлаждающую и сжижающую газ. Данные объекты можно создавать либо на основе ВИЭ, либо, как утверждают в «Новатэк», используя водород, хотя про него там говорится ради пира, но теоретически это возможно», - констатирует Юшков.

Однако непонятно, где взять столько водорода: его промышленного производства в мире до сих пор нет. Водород, как и «зеленый» СПГ, является мифическим персонажем современной энергетики. Водород планируют производить при помощи газа, атома и даже угля.

«Существует и более жизненный способ – использование обычных электростанций при одновременном улавливании CO2 из атмосферы и закачивании его в почву. Если компания не собирается этого делать, то она может профинансировать схожие проекты или купить квоту на мировом рынке, где товаром станет позитивный экологический эффект», - резюмирует Юшков.

Способов действия здесь великое множество, но экономический эффект один: повышение стоимости производства СПГ.

«Благодаря этому рентабельность СПГ снизится по отношению к ВИЭ. Возможно, для этого все и делается: компании-производители СПГ могут так нагрузиться, что их сырье перестанет быть конкурентоспособным», - заключает Юшков.

Европейские энергогиганты прекрасно осознают эту тенденцию, и для обхода ее пытаются придумать ходы.