Александр Штром: "Надеемся, нам удастся поменять проблемы в тарифном регулировании"

Госкомитет РТ по тарифам направит на доработку более 70 законодательных предложений по начислениям за тепло, воду и водоотведение

Александр Штром: "Надеемся, нам удастся поменять проблемы в тарифном регулировании"
© Реальное время

Как нивелировать огромную разницу в тарифах для татарстанцев, когда только тепло у одного поставщика стоит 57 рублей за гигакалорию, а у другого — 4192 за тот же объем, и где взять средства на обновление изношенных сетей, чтобы затраты не легли на конечного потребителя? Эти и другие проблемные вопросы обсудили накануне на квартальной коллегии Госкомитета РТ по тарифам. В ведомстве Александра Груничева разработали более 70 законодательных предложений, чтобы исправить ситуацию, но многие из них пока не воплотились в жизнь. На помощь регулятору призвали депутатов Госсовета РТ и ФАС России — с их помощью инициативы доработают таким образом, чтобы они прошли в Госдуме. Подробнее — в материале "Реального времени".

Инициативы отправят на доработку

На повестку квартальной коллегии Госкомитета РТ по тарифам вынесли три вопроса. Первый касался законодательных инициатив регулятора. За пять лет ведомство Александра Груничева направило в ФАС России 76 законодательных предложений в области регулирования тарифов. В полном объеме реализованы пока только три, остальные — на рассмотрении, с сожалением признал первый зампредседателя Александр Штром. Но в этом году комитет намерен вновь проработать эти инициативы, поскольку их актуальность сохраняется.

Спикер обратился к депутатам Госсовета Татарстана — на встрече присутствовал глава парламентского комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин, а также к методическому совету ФАС России (участвовал в заседании в режиме видеоконференции) с просьбой изучить предложения и указать, как доработать, чтобы их приняли.

Спикер обратился к депутатам Госсовета Татарстана — на встрече присутствовал глава парламентского комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин

Что именно в букве закона предлагается изменить — рассказала начальник юротдела комитета Наталья Царева. В первую очередь речь зашла о проблемных вопросах, требующих изменения нормативно-правовых актов в регулировании таких сфер, как тепло-, водоснабжение и водоотведение. Поправок потребуют постановления правительства России №1075 и №406.

— В настоящее время наблюдается разброс принятых тарифных решений, ненадлежащая эксплуатация, отсутствие финансовых предложений по модернизации и реконструкции сетей, суммирование разрозненных участков квартальных сетей, — обозначила она проблематику вопроса.

Как нивелировать огромную разницу в тарифах

На сегодня в Татарстане в сфере теплоснабжения работают 20 регулируемых теплосетевых организаций с общим объемом годовой выручки около 5 млрд рублей; в сфере водоснабжения — 14 регулирующих транспортирующих организаций с оборотом около 60 млн руб.; и в водоотведении — 26 предприятий с оборотом около 91 млн руб. При этом тарифы на их услуги сильно варьируются: например, по теплу — от 57 руб./Гкал до 4192 руб./Гкал, по транспортировке холодной воды — от 14 копеек до 16 рублей за куб, сточных вод — от 30 копеек до 58 рублей за куб. Столь значительная разница связана с диапазоном обслуживания сетей, поясняют в комитете. У одних предприятий сети протяженностью на десятки метров, у других — на десятки километров. Причем у многих они в аренде.

На сегодня в Татарстане в сфере теплоснабжения работают 20 регулируемых теплосетевых организаций с общим объемом годовой выручки около 5 млрд рублей

— Сети не принадлежат регулируемым организациям на праве собственности. Как правило, застройщик, построив сети, передает их в эксплуатацию транспортирующим организациям. Зачастую данный процесс приводит к тому, что пока сети не достигнут критической величины износа, их эксплуатируют транспортирующие организации с использованием механизма арендных платежей. Далее, когда в обновление сетей необходимо вкладываться, их признают бесхозными и передают в муниципальную собственность, а затем — гарантирующим поставщикам. Кроме того, сейчас сложилась практика, когда до новых многоквартирных домов сети реализуют третьим лицам для получения повторной прибыли, — сообщила Наталья Царева, добавив, что все издержки при этом ложатся на конечного потребителя.

Спикер обозначила еще ряд проблемных вопросов, требующих изменения законодательства. Одно из основных предложений — выйти на стандартизированные тарифы в сферах водо-, теплоснабжения и водоотведения.

За безтарный сбор мусора выпишут штрафы

Взявший следом слово глава жилищного комитета Госсовета РТ Александр Тыгин отметил, что масштабы корректировки законов впечатляют. Верным направлением он назвал проработку предложений по регулированию сферы обращения с твердо-коммунальными отходами (ТКО). По его словам, нет сомнений в том, что вывоз мусора должен перейти из жилищной услуги в коммунальную. При этом обозначил проблему, в ряде населенных пунктов Татарстана идет "безтарный" сбор отходов, то есть отсутствуют контейнерные площадки. За подобные нарушения регоператоров накажут, предупредил он.

— Весь массив инициатив показывает, что мы должны для себя стратегически правильно расставить приоритеты, что мы в первую очередь корректировать планируем, и что планируем получить. Это совершенно разные управленческие решения. Прямолинейный заход в Госдуму будет сопряжен с длительным рассмотрением и низкой вероятностью принятия решений с первого захода, — предупредил Тыгин и посоветовал использовать разные варианты продвижения законодательных инициатив.

Среди других рассмотренных вопросов — износ оборудования и отсутствие инвестиций

— Для нас этот вопрос очень важен. Надеемся, что благодаря поддержке Госсовета и ФАС России нам все-таки удастся значительно поменять те проблемы, которые в тарифном регулировании либо недостаточно четко прописаны, либо нуждаются в улучшении, — отметил первый замепредседателя Госкомитета РТ по тарифам Александр Штром.

Среди других рассмотренных вопросов — износ оборудования и отсутствие инвестиций. Часто выделяемых предприятиями средств не хватает даже на то, чтобы сдержать рост износа сетей. Здесь могут выручить инфраструктурные инвестиции, и законопроект по ним уже подготовлен. В целом на заседании рассмотрели темы, касающиеся не только законодательных инициатив, но и разработки инвестпрограмм для организаций с достаточным уровнем амортизационных отчислений (в сфере теплоснабжения), вопросы по передаче коммунальной инфраструктуры в эксплуатацию ресурсоснабжающим орагнизациям по концессионным соглашениям — таковых в Татарстане 176 и по десяти есть инвестпрограммы.