В погоне за «длинным» рублем

Две основные задачи, которые призвана решить «дорожная карта», это «создание и расширение линейки финансовых инструментов для инвестиционных проектов и изменение механизмов работы финансовых институтов для реализации инвестиционных проектов». В частности, предполагается ввести многоголосые привилегированных акции, увеличить доли привилегированных акций в уставном капитале акционерных обществ, стимулировать развитие акционерных соглашений и механизма SPAC по российскому праву, а также развитие финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе через цифровой факторинг. При этом некоторые пункты «дорожной карты» войдут в план мероприятий по реализации «Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов», который в настоящее время разрабатывает Банк России. Эксперты сходятся во мнении, что нынешнее положение вещей в секторе инструментов долгосрочного финансирования в нашей стране таково, что существует большой потенциал для развития, и, соответственно, поддерживают планы правительства и ЦБ в этом направлении.  Так, Андрей Русецкий, управляющий активами «БКС Мир инвестиций», характеризуя сегодняшнюю ситуацию, отмечает, что в России «не сильно принято» привлекать финансирование через рынки – бизнес больше полагается на собственный и банковский капитал, тогда как, например, компании США основной объем капитала привлекают как раз на фондовом рынке. У нас же привлечь акционерный капитал способны только крупные компании, причем две трети средств привлекаются из-за рубежа. Для компаний же помельче акционерный капитал фактически недоступен. С другой стороны, по словам старшего директора по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Игоря Смирнова, «хорошо, что сейчас есть централизованный подход, а не отдельные ведомства прорабатывают свои инициативы». Но в то же время он обращает внимание, что ныне действующий набор инструментов долгосрочного финансирования хотя и обширен, но не пользуется большим спросом – «сказывается отсутствие опыта и у государства, и у частной стороны, и обилие административных преград». При этом Сергей Гришунин, управляющий директор рейтинговой службы Национального рейтингового агентства, подчеркивает, что «перезапуск» устойчивого роста ВВП с темпами больше 3% невозможен без долгосрочных финансовых инвестиций. Ведь большинство проектов, способных дать прирост ВВП, могут быть реализованы только в отраслях, характеризующихся сроками окупаемости вложений от 5 лет. И это при том, что институты долгосрочного финансирования в России остаются недостаточно развитыми: не сформированы долгосрочные накопления граждан, роль пенсионных фондов и инвестиционных компаний по-прежнему невелика. Однако предложенная «дорожная карта», по его выражению, «хороший программный документ, один из первых системных документов, где четко установлены действия, необходимые для обеспечения долгосрочного инвестирования». Правда, он тут же оговаривается, что этот «хороший документ» может так и остаться на бумаге, если в стране не удастся создать привлекательный инвестиционный климат, если инфраструктура финансового рынка не обеспечит защиту инвестиций от мошенничества, а геополитический фон продолжит ухудшаться. На его взгляд, наиболее перспективные направления, отраженные в «карте», это соглашения о защите капиталовложений, обновленные специальные инвестиционные контракты и возможность организации альтернативных способов финансирования (мезанинные кредиты, конвертируемые инструменты, SPAC компании). При этом Игорь Смирнов напоминает, что «ключ успеха для почти любого внедрения финансовых инвестиций «сверху» – сразу показать примеры на пилотных проектах, чтобы предложения не было уделом страниц кодексов, и обеспечить качественную поддержку инструментов через их защиту в судах и споров с налоговой как минимум». Первых же результатов реализации «дорожной карты», как считают специалисты, нам придется ждать не менее 5 лет.

В погоне за «длинным» рублем
© Финансовая газета