Вторая крупная сделка в российском ретейле за сутки: «Лента» покупает «Билла Россия»
Немецкий ретейлер Billa спустя почти 17 лет после прихода на российский рынок решил свернуть в стране бизнес. Российские магазины Billa купит «Лента» за 215 млн евро (примерно 18 млрд рублей). Об этом сообщил сам покупатель.
По словам гендиректора «Ленты» Владимира Сорокина, сети перейдет 161 супермаркет. После завершения сделки торговая марка «Билла Россия» прекратит свое существование. Ее сотрудники — почти 5,5 тысячи человек — перейдут работать в «Ленту».
Это вторая крупная сделка в российском ретейле за последние сутки: 18 мая «Магнит» объявил о покупке супермаркетов «Дикси». Как и в случае с «Магнитом», цель «Ленты» — ускорить экспансию в Москве и Подмосковье. Ожидается, что сделка будет закрыта этим летом после одобрения ФАС.
О причинах решения Billa уйти из России говорит управляющий директор по корпоративным и суверенным рейтингам «Эксперт РА» Павел Митрофанов.
— Я думаю, что основной влияющий фактор — это жесткая конкуренция на нашем рынке между крупнейшими сетями, «Магнит» и Х5 Retail Group, и видя, что укрупняется «Магнит», совершенно не удивительно видеть сегодня новость про очередную сделку. Средние, мелкие сети, если только они не обладают каким-то уникальным свойством либо в силу очень особого регионального присутствия, и, как правило, это не связано с Московским регионом, рано или поздно, на мой взгляд, поставят перед своими акционерами вопрос, чтобы присоединиться к какой-то более крупной сети, потому что растет закупочная сила, растет возможность экономии на масштабе, и в конечном счете возможность конкурировать по ценам — главный фактор конкуренции крупных сетей.
— Вторая сделка за сутки, что происходит? Понятно, что шли длительные переговоры, но неужели так совпало: вчера крупная сделка по покупке «Магнитом» «Дикси», сегодня «Лента» покупает Billa?
— Я думаю, здесь как раз совпало, это будет самое подходящее слово, потому что, очевидно, все сделки делаются в режимах жесткого ограничения информации, и вряд ли они целились в рамках одной недели, даже одного-двух дней подряд выпустить свои новости. Здесь, я думаю, не нужно искать какую-то дополнительную подковерную интригу.
Billa — это европейская сеть супермаркетов, в том числе с магазинам в России и на Украине. Она принадлежит немецкой компании Rewe Group — одной из крупнейших торговых компаний в Европе (всего у нее почти 16 тысяч торговых точек). В 2020 году оборот компании составил 75 млрд евро.
В России марку зарегистрировали в 2004-м. В прошлом году ее выручка составила почти 48 млрд рублей, чистый убыток — больше 1,7 млрд рублей.
У «Ленты» почти 400 маркетов во всех городах европейской части России. Это четвертый в стране ретейлер по выручке — за прошлый год она составила 445 млрд рублей. Ее основной совладелец — «Севергрупп» миллиардера Алексея Мордашова, который занимает первую строчку в рейтинге Forbes.
Зачем «Ленте» Billa? Комментирует инвестиционный менеджер АО «Открытие брокер» Тимур Нигматуллин.
Тимур Нигматуллин аналитик компании «Открытие Брокер» «Российский рынок продовольственного ретейла в последние годы стагнирует. Это связано с рядом факторов. С одной стороны, реальные располагаемые доходы населения с 2014 года упали на 10%, с другой стороны, доля современного ретейла достаточно велика, чтобы рынок можно было считать насыщенным. И единственный путь для продовольственных ретейлеров к повышению прибыли — это снижение издержек. Для снижения издержек крайне важно наращивать долю рынка, чтобы в определенных регионах плотность магазинов, плотность логистических центров была большой, чтобы снижать логистические издержки или просить у поставщиков снижения цен на товары за счет достаточно большого объема покупок. И это вынуждает крупных ретейлеров («Лента» — один из крупнейших ретейлеров, входит в топ-5 по объемам выручки) покупать более мелких игроков. Потому что на насыщенном рынке невозможно построить новые магазины, вклинить их рядом с магазинами других сетей, чтобы они были рентабельными. У «Ленты» есть большой опыт покупки ретейлеров, которыми владеют иностранные компании, супермаркетов, это у них в принципе целевой сегмент. Я думаю, что консолидация продолжится».
На фоне сообщения о покупке стоимость депозитарных расписок «Ленты» на Мосбирже в моменте выросла на 6%, акции — почти на 4%.