Вторая крупная сделка в российском ретейле за сутки: «Лента» покупает «Билла Россия»

Немецкий ретейлер Billa спустя почти 17 лет после прихода на российский рынок решил свернуть в стране бизнес. Российские магазины Billa купит «Лента» за 215 млн евро (примерно 18 млрд рублей). Об этом сообщил сам покупатель.

Вторая крупная сделка в российском ретейле за сутки: «Лента» покупает «Билла Россия»
© BFM.RU

По словам гендиректора «Ленты» Владимира Сорокина, сети перейдет 161 супермаркет. После завершения сделки торговая марка «Билла Россия» прекратит свое существование. Ее сотрудники — почти 5,5 тысячи человек — перейдут работать в «Ленту».

Это вторая крупная сделка в российском ретейле за последние сутки: 18 мая «Магнит» объявил о покупке супермаркетов «Дикси». Как и в случае с «Магнитом», цель «Ленты» — ускорить экспансию в Москве и Подмосковье. Ожидается, что сделка будет закрыта этим летом после одобрения ФАС.

О причинах решения Billa уйти из России говорит управляющий директор по корпоративным и суверенным рейтингам «Эксперт РА» Павел Митрофанов.

— Я думаю, что основной влияющий фактор — это жесткая конкуренция на нашем рынке между крупнейшими сетями, «Магнит» и Х5 Retail Group, и видя, что укрупняется «Магнит», совершенно не удивительно видеть сегодня новость про очередную сделку. Средние, мелкие сети, если только они не обладают каким-то уникальным свойством либо в силу очень особого регионального присутствия, и, как правило, это не связано с Московским регионом, рано или поздно, на мой взгляд, поставят перед своими акционерами вопрос, чтобы присоединиться к какой-то более крупной сети, потому что растет закупочная сила, растет возможность экономии на масштабе, и в конечном счете возможность конкурировать по ценам — главный фактор конкуренции крупных сетей.

— Вторая сделка за сутки, что происходит? Понятно, что шли длительные переговоры, но неужели так совпало: вчера крупная сделка по покупке «Магнитом» «Дикси», сегодня «Лента» покупает Billa?

— Я думаю, здесь как раз совпало, это будет самое подходящее слово, потому что, очевидно, все сделки делаются в режимах жесткого ограничения информации, и вряд ли они целились в рамках одной недели, даже одного-двух дней подряд выпустить свои новости. Здесь, я думаю, не нужно искать какую-то дополнительную подковерную интригу.

Billa — это европейская сеть супермаркетов, в том числе с магазинам в России и на Украине. Она принадлежит немецкой компании Rewe Group — одной из крупнейших торговых компаний в Европе (всего у нее почти 16 тысяч торговых точек). В 2020 году оборот компании составил 75 млрд евро.

В России марку зарегистрировали в 2004-м. В прошлом году ее выручка составила почти 48 млрд рублей, чистый убыток — больше 1,7 млрд рублей.

У «Ленты» почти 400 маркетов во всех городах европейской части России. Это четвертый в стране ретейлер по выручке — за прошлый год она составила 445 млрд рублей. Ее основной совладелец — «Севергрупп» миллиардера Алексея Мордашова, который занимает первую строчку в рейтинге Forbes.

Зачем «Ленте» Billa? Комментирует инвестиционный менеджер АО «Открытие брокер» Тимур Нигматуллин.

Тимур Нигматуллин аналитик компании «Открытие Брокер» «Российский рынок продовольственного ретейла в последние годы стагнирует. Это связано с рядом факторов. С одной стороны, реальные располагаемые доходы населения с 2014 года упали на 10%, с другой стороны, доля современного ретейла достаточно велика, чтобы рынок можно было считать насыщенным. И единственный путь для продовольственных ретейлеров к повышению прибыли — это снижение издержек. Для снижения издержек крайне важно наращивать долю рынка, чтобы в определенных регионах плотность магазинов, плотность логистических центров была большой, чтобы снижать логистические издержки или просить у поставщиков снижения цен на товары за счет достаточно большого объема покупок. И это вынуждает крупных ретейлеров («Лента» — один из крупнейших ретейлеров, входит в топ-5 по объемам выручки) покупать более мелких игроков. Потому что на насыщенном рынке невозможно построить новые магазины, вклинить их рядом с магазинами других сетей, чтобы они были рентабельными. У «Ленты» есть большой опыт покупки ретейлеров, которыми владеют иностранные компании, супермаркетов, это у них в принципе целевой сегмент. Я думаю, что консолидация продолжится».

На фоне сообщения о покупке стоимость депозитарных расписок «Ленты» на Мосбирже в моменте выросла на 6%, акции — почти на 4%.