Банкиры расширяют штат для дистанционного обслуживания

В январе-марте российские банки продолжали перераспределять структуру операционных расходов и оптимизировать персонал. В одних случаях это происходит на фоне изменения сети отделений, в других — растет спрос на сотрудников колл-центров, курьеров и выездных менеджеров. По-прежнему востребованы ИТ-специалисты.

Активное развитие дистанционных сервисов на фоне коронавирусных ограничений продолжало оказывать влияние на структуру персонала российских банков и в первом квартале 2021 года. Причем ряд крупных банков — Тинькофф-банк, Россельхозбанк, ВТБ, «Дом.РФ» — продолжали увеличивать численность персонала на 0,7–3 тыс. человек по сравнению с прошлым годом. Однако у отдельных универсальных крупных банков — Сбербанка и «ФК Открытие» — численность персонала сократилась.

Это следует из информации, раскрытой в квартальных отчетах, пишет «Коммерсант». У банков, сконцентрированных на розничном кредитовании («Ренессанс Кредит», ХКФ-банк, Кредит Европа банк), также произошло сокращение средней численности персонала (0,7–4,7 тыс. сотрудников), которое определялось особенностью их бизнеса.

В банках, наращивающих персонал, говорят о сохранении высокого спроса на IT-специалистов. ВТБ активно набирает сотрудников IT-подразделений и подразделений программы «600 дней» (цифровизация процессов и развитие продуктов), объясняют там. В Тинькофф-банке сообщили, что свыше 60% новых сотрудников — это ИТ-специалисты. В этом году только по штаб-квартире в планах «Тинькоффа» расширить персонал на 2–2,5 тыс. человек. В банке «Дом.РФ» указывают, что наибольший прирост произошел в едином сервисном центре, что обусловлено усилением команды ипотечного бизнеса, а также в подразделении информационных технологий.

Сокращение персонала в крупных банках также связывают с развитием дистанционных услуг. В Сбербанке пояснили, что сокращение по итогам первого квартала пришлось на персонал, который работал в финансовом сегменте. «Количество сотрудников, занятых в развитии нефинансовых сервисов группы, выросло», — подчеркнули в банке. При этом Сбербанк проводит активное переобучение сотрудников, в том числе для работы в направлении ИТ. В банке «ФК Открытие» сокращение численности персонала объясняют оптимизацией процессов. Там отмечают, что «операции по клиентскому обслуживанию переходят в дистанционный формат, что позволяет оптимизировать сеть точек продаж». За квартал, согласно бухгалтерской отчетности, банк сократил региональную сеть на 42 операционных и дополнительных офиса, до 520 единиц.

В банке «Ренессанс Кредит» говорят, что, несмотря на то что объемы бизнеса увеличиваются, «были расторгнуты договоры с агентами, которые не проявляли активность» больше полугода, а численность основного состава банка не изменилась. В Кредит Европа банке объяснили сокращение изменениями в структуре бизнеса, в частности переводом части сотрудников в другой розничный проект группы. В ХКФ-банке считают, что численность персонала банка сократилась незначительно, а ее динамика находится «в пределах обычных сезонных колебаний, связанных с переходом от высокого сезона в конце прошлого года».

С другой стороны, растет спрос на сотрудников, обеспечивающих дистанционные продажи и обслуживание банковских продуктов. Помимо ИТ-специалистов, это и сотрудники колл-центров, курьеры, доставляющие банковские продукты, выездные менеджеры по работе с малым и средним бизнесом, перечисляет она. 2020 пандемийный год лишь усилил тенденцию по цифровизации банковской системы, говорит директор банковских рейтингов НРА Константин Бородулин. При этом, добавляет эксперт, руководство банков вынуждено существенно увеличивать затраты на оплату труда данных сотрудников ввиду их высокой востребованности на рынке.

Фото Unsplash