ФАС планирует осенью внести в Госдуму «пятый антимонопольный пакет»

Федеральная антимонопольная служба планирует осенью этого года внести на рассмотрение Госдумы «пятый антимонопольный пакет». Об этом сообщается на сайте ФАС.

ФАС планирует осенью внести в Госдуму «пятый антимонопольный пакет»
© Парламентская газета

Проект, расширяющий норма закона о защите конкуренции на цифровую отрасль — маркетплейсы и агрегаторы, внесен в план законодательной деятельности правительства на 2021 года, сообщил начальник правового управления ФАС Артем Молчанов.

«Сейчас он проходит согласование на площадке правительства и, предположительно, осенью этого года будет внесен в Госдуму для рассмотрения депутатами», — уточнил представитель антимонопольного ведомства.

Новые подходы к антимонопольному регулированию современных цифровых рынков в виде «пятого антимонопольного пакета» потребовались из-за широкого распространения электронной коммерции, пояснили в ФАС.

Кроме того, представители ФАС выступили с инициативой собрать предложения и мнения экспертов, а также профессионального сообщества по антимонопольному регулированию так называемых «нетранзакционных платформ». В частности, речь идёт о соцсетях, поисковых системах и мессенджерах. То есть, тех не вошедших в «пятый антимонопольный пакет» форм цифрового бизнеса. Обсудить эти предложения планируют в рамках рабочей группы и на следующем заседании Комиссии по конкурентному праву.

Пятый пакет, предполагающий расширение действия закона «О защите конкуренции» на цифровую сферу, разрабатывают с 2016 года. Так, он вводит понятие «сетевой эффект», под которым подразумевается получение участником рынка экономических преимуществ за счёт большого числа пользователей и получаемых от них данных. В ФАС считают, что то может быть признаком доминирующего положения.

Кроме того, документ должен определить критерии «доминирующего положения» на рынке интернет-пространства. К ним как раз относятся сетевые эффекты, а также доля более 35 процентов на рынке взаимозаменяемых услуг по обеспечению заключения сделок. При этом на мессенджеры, соцсети и поисковики «пятый пакет» не распространяется.

Кроме того, в ФАС подчёркивали, что антимонопольные правила не будут распространяться на стартапы небольших компаний с годовой выручкой менее 400 миллионов рублей.

Ранее сообщалось, что Федеральная антимонопольная служба рассматривала идею блокировки цифровых платформ на территории России в целях борьбы с цифровыми монополиями, но решила предложить увеличение штрафов.