Почему так много «бумажных» госзакупок

Елена Пластинина - Канд. экон. наук, ведущий эксперт департамента обучения «РТС-тендер». На сайте Министерства финансов РФ четвертым по счету размещен мониторинг применения 223-ФЗ в I полугодии 2020 года. Это последняя версия анализа, который проводится ведомством на постоянной основе. Среди обилия цифр обращают на себя внимание два показателя: 336 тыс. закупок (61%) на общую сумму 3,6 трлн рублей (69%) проводятся в электронной форме, из них 89% — конкурентным способом. И немногим меньше — не в электронной форме, причем конкурентным способом из них — лишь 8%. При этом львиная доля размещенных закупок, независимо от их способа, — закупки бюджетных и автономных учреждений. Что же с ними не так? Цифровая трансформация госкомпаний уже апробирована на крупнейших игроках: первыми стали АО «Почта России», ОАО «РЖД», ПАО «Аэрофлот», АК «Алроса», ГК «Росатом». По итогам в апреле этого года правительство РФ утвердило директивы по цифровой трансформации госкомпаний для повышения их эффективности, а сами стратегии должны быть разработаны до 1 сентября 2021 года. Вице-премьер Дмитрий Чернышенко отмечает, что до 2024 года планируется присоединение к исполнению директив всех компаний, доля участия государства в которых составляет 50%. Об этом сообщается на сайте правительства РФ. Причин, почему этого не произошло ранее, несколько: Консерватизм заказчиков. Действительно, изменение бизнес-процессов кажется кардинальным занятием. Однако все не так страшно, особенно когда дело касается закупок. На сегодняшний день электронные площадки, независимые ИТ-разработчики предлагают услуги по переводу закупок заказчиков в цифровой вид. Электронному аукциону уже более 10 лет, за это время накоплен колоссальный опыт и сформировались лучшие практики, которые подойдут под особенности работы любого заказчика. Переход на электронные закупки проходит в 3 этапа: аккредитация на площадке, звонок клиентского менеджера и удаленная помощь в размещении первых закупок. Вся процедура может занимать не более 1 часа. В Единой информационной системе (ЕИС) зарегистрировано свыше 540 тыс. поставщиков, которые принимают участие в закупках. При этом доверия к цифровым закупкам намного больше, чем к выбору конвертов: анонимность участия, публичность и доступность для каждого привлекают предпринимателей со всех регионов в поисках своих рынков сбыта. Недостаток информации о преимуществах цифровой формы. С одной стороны, набор преимуществ общий для всего процесса цифровизации экономики, он лег в основу одного из нацпроектов. Выделенный на него 1 трлн рублей предназначен в том числе на развитие новых цифровых решений и формирование современных цифровых компетенций. Одна из основных целей — экономия издержек бизнеса и формирование конкуренции. Цифровое пространство дает экономию по разным направлениям. Во-первых, экономия времени: тайм-менеджмент справедливо ставит во главу угла срочные и важные задачи; все остальное, что может быть автоматизировано, — должно быть автоматизировано. В решении этой задачи закупщикам отлично помогает электронная форма закупок. Во-вторых, экономия транзакционных издержек, включая расходы на бумагу и канцтовары, услуги курьерских служб. В-третьих, экономия на создании подходящей репутации. Из интернета ничего нельзя удалить, поэтому публичность закупок автоматически придает им полную прозрачность — это залог доверия участников. За госзаказом вопреки всему продолжает тянуться шлейф закупок «для своих», но однозначен следующий факт — цифровая форма со временем убедит всех в своей беспристрастности. Также среди преимуществ можно выделить вытекающую доступность участия любого желающего и рост уровня конкуренции на одну закупку, отдельно необходимо подчеркнуть возможность анализа аккумулированных big data. На основе такого анализа принятые управленческие решения будут отличаться высокой точностью и эффективностью для бизнеса. Вторичность приоритета «зеленой экономики». Хотя об экологичности говорится давно, не все компании готовы прийти к концепции корпоративной социальной ответственности или даже просто к экономии природных ресурсов. Эксперты площадки «РТС-тендер» посчитали: если перевести все бумажные закупки 2020 года в количество потраченной бумаги, получится от 10 до 42 млн листов, а это от 1 тыс. до 5 тыс. промышленных деревьев. Цифры внушительные и заставляют задуматься о будущем, особенно в свете роста популярности «зеленой экономики» — направления, подчеркивающего зависимость экономики от природной среды. Взаимодействие с контролирующими органами. Это направление также переходит в цифровой формат. Ранее Федеральное казначейство озвучивало планы по реализации возможности подачи жалобы в электронном виде через ЕИС с 5 июля 2021 года. При этом такие жалобы могут подаваться только в рамках проведения закупочной процедуры в электронном виде, но спектр жалоб будет максимальным. Цифровая форма поможет в рассмотрении разногласий и сборе информации по ним как для заказчиков, так и для контролирующих органов. Межрегиональные закупки. Данный пункт актуален в случаях, когда товары, работы или услуги (ТРУ) под закупку заказчику сложно найти в домашнем регионе или их стоимость значительно превышает среднюю стоимость аналогичных ТРУ в других регионах. Типичные сценарии для такой «бумажной» закупки — это несостоявшаяся закупка из-за отсутствия релевантных поставщиков или отказа от дополнительных затрат на почтовые отправления. К примеру, ускоренная отправка среднестатистической бумажной заявки из 350 страниц по почте с описью вложения из Москвы во Владивосток обойдется примерно в 2 тыс. рублей. В зависимости от начальной цены закупки расходы могут заставить поставщика воздержаться от участия в закупке. Совсем иной сценарий ожидает электронную закупку: размещенная в ЕИС закупка будет видна всем 540 тыс. зарегистрированных поставщиков, среди которых наверняка найдется тот, кто предложит оптимальное соотношение цены-качества, при этом местонахождение потенциального контрагента не станет препятствием. Особенно это актуально для закупок малого объема, когда ТРУ нужны в короткие сроки. Таким образом, сложно не замечать очевидные преимущества цифровой трансформации. Изжившие себя формы бизнес-процессов рано или поздно уйдут из практики госкомпаний — это вполне естественный процесс эволюции деловой среды, подгоняемый технологическими реформами на фоне пандемийных последствий. Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Почему так много «бумажных» госзакупок
© Инвест-Форсайт