Банкротств в России стало больше — и личных, и корпоративных

В первом полугодии 2021-го банкротами признаны более 88 тысяч россиян, включая индивидуальных предпринимателей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель увеличился более чем в два раза, сообщает Федресурс.

Банкротств в России стало больше — и личных, и корпоративных
© BFM.RU

Больше всего граждан-банкротов появилось в Москве, Подмосковье и Краснодарском крае. 95% граждан сами инициируют свое банкротство.

Одна из причин роста числа личных банкротств — совершенствование правоприменительной практики, говорит советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие-брокер» Сергей Хестанов. Вторая причина, по его словам, связана с экономической ситуацией.

Сергей Хестанов советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие-брокер» «Дело в том, что российская экономика в общем пережила кризис, связанный с пандемией, относительно легко, процент падения российского ВВП заметно меньше, чем у многих других, гораздо более развитых стран. Но сектор услуг, который в ВВП вносит не очень много, но людей в нем работает достаточно много, испытывает довольно большие трудности. Это приводит к тому, что число потенциальных банкротов среди граждан, среди индивидуальных предпринимателей, которые, кстати, в основном в секторе услуг в России работают, достаточно велико. Поэтому, скорее всего, в сегменте физических лиц и индивидуальных предпринимателей число банкротств будет расти и дальше, и до точки перелома этой тенденции пока достаточно далеко».

Главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин также считает, что на рост числа личных банкротств повлияла низкая норма сбережений граждан. По мнению экспертов, это сказалось бы на количестве россиян-банкротов вне зависимости от пандемии. Что касается корпоративных банкротств, которых в первом полугодии 2021-го стало больше на 9% по сравнению с тем же периодом 2020-го, то здесь Евгений Надоршин дает другое объяснение:

Евгений Надоршин главный экономист ПФ «Капитал» «В моем понимании пандемия и реакция государства на нее стали двумя причинами, которые с колоссальным отрывом предопределили нынешнюю ситуацию с банкротствами. Понятно, что какое-то количество бизнес-решений, возможно, принятых неверно, какое-то количество проблем, связанных с внешними рынками (мировая торговля замедлялась и до 2020 года, а в 2020 году цены на ряд товаров, например, просто обрушились), — у кого-то могли быть проблемы, вызванные подобными явлениями, которые не связаны непосредственно с тем, как протекала пандемия в России и как на это реагировало российское государство. Если не будет наблюдаться дальнейшего ухудшения ситуации, то есть мы будем выходить из этого кризиса, то дальнейшая ситуация с количеством банкротств и с динамикой будет зависеть от того, какими темпами мы будем выходить из кризиса. Если выход будет быстрым и от личных банкротств можно ожидать, что они продолжительное время могут оставаться на более высоком уровне, нежели чем до 2020 года, то с коммерческими банкротствами картина может улучшиться достаточно быстро при улучшении экономической ситуации, и они могут вернуться на допандемийный уровень относительно быстро, скажем, в течении года, максимум двух».

В то же время по сравнению с первым полугодием допандемийного 2019 года компаний-банкротов с начала этого года пока на 19% меньше. Эксперты объясняют это отголосками так называемого банкротного моратория, который действовал с прошлого года до начала этого.

Однако уже осенью число заявлений в суд от кредиторов может существенно вырасти. Уже сейчас, по данным газеты «Коммерсантъ», кредиторов, сообщивших о намерении обанкротить компании-должники, стало на треть больше, чем в первом полугодии прошлого года.