Эксперты оценили программу импортозамещения продовольствия

Эксперты РЭУ имени Плеханова подвели итоги программы импортозамещения, стартовавшей в 2014 году после присоединения Крыма к России. "Всего на программу за все время ее реализации было выделено около 2 млрд руб., однако нельзя сказать, что результаты всецело положительные", - отмечается в исследовании "Сделано в России: в чем удалось добиться импортозамещения". Согласно стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности, рассчитанной до 2020 года, российские власти планировали сократить объемы импорта мяса на 67,8%, молока - треть, овощей - на 70%, плодово-ягодной продукции - на 20%. "Почти полностью достигнуть показателей удалось по мясу, сократив импорт на 65%", - отмечается в исследовании РЭУ. Лучше всего получилось заместить зарубежную свинину и мясо птицы. В частности, импорт свинины упал почти в 10 раз, говядины - в 2,5 раза, мяса птицы - в 2 раза. По молочной продукции сокращение пока составило только 20%. По овощам удалось заместить 27%, из них импортные томаты вытеснены отечественными уже на 45%. Хуже всего импортозамещение в продовольственной сфере произошло по линии плодово-ягодной продукции – на 11%, подсчитали эксперты РЭУ. "Российское сельское хозяйство можно рассматривать чуть ли не как основного выгодоприобретателя от программы импортозамещения и санкционного режима", - поясняет автор исследования заведующий кафедрой предпринимательства и логистики РЭУ Дмитрий Завьялов. Насквозь отечественные госзакупки Первые результаты замены импортных продуктов отечественными аналогами были достигнуты еще в 2017 году, когда импорт продуктов питания сократился с $43 млрд до $25 млрд. Уже тогда с рынка ушли основные иностранные конкуренты и увеличилась господдержка отечественного бизнеса. В 2020 году экспорт продовольствия впервые превысил импорт и составил $30,6 млрд или 79,4 млн тонн в натуральном выражении. По подсчетам Завьялова, закупки продовольствия за рубежом в натуральном выражении с 2014 по 2020 год сократились примерно на треть. Эксперты РЭУ указывают на "частичное изменении географии и товарной структуры импорта". Например, норвежский лосось, занимавший 40% импортной рыбы, был заменен поставками из Чили и Фарерских островов. И одновременно с этим Чили, например, нарастили закупки лосося в Норвегии на треть, хотя логистическая логика противоречит такому реэкспорту. "Доля европейских стран в импорте продовольствия упала, зато выросла у стран Латинской Америки, Китая. Больше всего продовольствия Россия закупила в Беларуси - более чем на $3 млрд, что ставит это соседнее государство на лидирующую позицию по поставкам продовольствия с долей в 40% против 12% в 2013 году", - говорится в исследовании РЭУ. Активно идет импортозамещение и в сфере технологий. Например, в банках, на объектах критической информационной инфраструктуры, на госпредприятиях, в оборонной сфере, хотя полной локализации нет нигде. "При этом доля закупок российских товаров в госзаказе увеличилась с 50% в 2019 году до 75% в 2020-м, а по отдельным позициям превысила 90%", - заключают эксперты РЭУ. Активность российских властей по замене импортных товаров, похоже, заметили в Евросоюзе. Еврокомиссия 19 июля инициировала спор с Россией в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) относительно "дискриминации государственными компаниями РФ иностранных поставщиков". В заявлении ЕК, размещенном на официальном сайте, говорится, что с 2015 года "Россия постепенно расширяет свою политику импортозамещения за счет использования различных ограничений и стимулов". В 2019 году стоимость опубликованных тендеров государственных предприятий составила 23,5 трлн рублей, что составляет около 290 млрд евро и эквивалентно 21% ВВП России, подсчитали в ЕК. Например, дискриминационным и противоречащим нормам ВТО считается создание списка из 250 товаров, в котором доля отечественных аналогов должна составлять до 90%. Речь идет о транспортных средствах, оборудовании, медицинских приборах, текстильных изделиях. Топить за наших Поддержка отечественного производителя при государственных закупках в условиях непрекращающихся санкций вполне естественна, считает начальник отдела анализа отраслей реального сектора и внешней торговли Института "Центр развития" НИУ ВШЭ Эдуард Баранов. "Я не вижу отраслей и производств, в которых бы отечественная продукция вытесняла импортную вследствие недобросовестной конкуренции. Претензии ЕС - типичный пример двойных стандартов: "не мешайте нам конкурировать на вашем рынке, а на наш мы вас пускать не будем", - говорит Баранов, добавляя, что правила ВТО хороши, если их соблюдают все участники, что, к сожалению, далеко не так. Бизнес-омбудсмен Борис Титов считает, что процесс импортозамещения в России идет довольно мягко. "Классическое импортозамещение - это ограждение от импортных товаров высокими тарифами и попытка развивать собственные производства. В мировой практике оно себя не оправдало. В России нет прямых пошлин на импорт каких-либо товаров. Но есть поддержка отечественной промышленности, ограничение в госзакупках импортных товаров, запрет на поставки из-за рубежа для оборонки - это такое мягкое импортозамещение", - отмечает Титов. Но успешнее всего замена на отечественное идет там, где государство действует жестко и где ситуация сама вынуждает российские компании крутиться быстрее. Как например, в сельском хозяйстве. Поэтому АПК стал бенефициаром импортозамещения. "А чтобы в промышленности импортозамещение шло успешнее, чтобы Россия наращивала несырьевой экспорт, нужно не ограничения строить, а создавать условия: льготные налоги, адекватная стоимость аренды, подключение к инфраструктуре вкупе с получением доступного капитала", - заключает Титов. Аналитик "Фридом Финанс" Евгений Миронюк говорит, что сейчас импортозамещение пойдет еще активнее, после того, как Евразийский экономический союз убрал из "преференциального" списка 76 стран, в том числе Китай, Сингапур, Турция, Индия, Бразилия, Вьетнам. "Преференции для этих стран снижены, и российский бизнес наверняка найдет в этом для себя новые ниши", - считает Миронюк. Все-таки программа импортозамещения оказалась контрпродуктивной, если оценивать ее с позиции интересов потребителя, сходятся во мнении эксперты. "Наполнение внутреннего рынка снизилось, это способствовало росту цен и во многих случаях снижению качества продукции. В проигрыше в основном оказались прежде всего потребители, то есть как раз те, в интересах кого декларировалось импортозамещение", - говорит главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. По данным ВЦИОМ за июль, контрсанкции одобряли в 2014 году 84% россиян, в 2015-м - 73%, а сейчас - 57%. Не одобряли - 9%, 20% и 36% в соответствующие годы.

Эксперты оценили программу импортозамещения продовольствия
© Газета.Ru
Газета.Ru: главные новости