«Дополнительный фактор инфляции в России»: экономист об углеродном налоге ЕС

С точки зрения принципов свободной торговли и норм Всемирной торговой организации (ВТО), углеродный сбор является очень спорной новацией. Об этом «Свободной прессе» заявил главный аналитик компании TeleTrade Марк Гойхман, комментируя трансграничный налог, предложенный Еврокомиссией.

Ранее в РБК, согласно методике Минэкономразвития, которое отвечает за консультации с Евросоюзом по углеродному налогу, подсчитали, что поставщики российских товаров с большим углеродным следом будут платить в бюджет ЕС не менее 1,1 миллиарда евро в год. Больше всего предстоит заплатить за ввоз из России железа и стали - 655 млн евро, а также азотных удобрений — 398 млн евро.

Вместе с тем, как указывает Марк Гойхман, углеродный налог можно трактовать как дополнительные платежи за импорт в страны Европы сверх предельных ставок пошлин, установленных по правилам ВТО.

«Евросоюз, правда, отмечает, что и внутренние производители сырья вносят соответствующий платеж, однако, различия все равно есть. Для компаний Евросоюза такие платежи установлены по факту добычи. А для импортеров предусматривается предварительная покупка квот на выбросы. Вопрос крайне сложный, и Россия явно не пойдет на то, чтобы безоговорочно принять предлагаемые правила - на кону стоят слишком большие суммы и сама возможность осуществлять необходимый объем продажи ресурсов», - считает экономист.

Напомним, что Минэкономразвития уже дало предварительные комментарии о том, что нет уверенности в том, что сбор на углеродные выбросы соответствует букве соглашения ВТО, эксперт отметил, что, скорее всего, далее последуют разбирательства в судебных инстанциях, поиск компромиссов, путей преодоления вводимых правил.

«От перипетий переговоров и споров зависят будущие объемы экспорта России в Евросоюз. Возможно, новые требования подстегнут и давно назревшие технологические новации в российском производстве сырья. Декарбонизация актуальна для нашей страны не менее, чем для ЕС и иных стран, вводящих жесткие требования. Кроме того,необходимо внедрять ресурсосбережение и “зеленые” источники энергии при выпуске продукции, причем не только для экспорта, но и для внутреннего использования», - отмечает Марк Гойхман.

Однако, как бы то ни было, эти стратегические , тектонические процессы потребуют дополнительных затрат – будь то углеродный налог или вложения для его технологического преодоления, полагает он.

«Соответственно, можно ожидать в ближайшие годы относительного увеличения себестоимости и цен производимого сырья. Это будет выступать дополнительным фактором инфляции в России. Таким образом, компании будут стремиться компенсировать удорожание производства и экспорта», - указывает экономист.