Центробанк собирается ограничить время, в течение которого сервисы банков могут быть недоступны

На устранение сбоев банкам дано строго два часа. ЦБ намерен ограничить допустимое время, в течение которого приложения и другие сервисы банков могут быть недоступны. Это следует из положения, который Центробанк опубликовал на своем сайте.

Центробанк собирается ограничить время, в течение которого сервисы банков могут быть недоступны
© BFM.RU

Если проект примут, банкам придется отчитываться о сбоях перед ЦБ и заранее уведомлять его о публикации сообщений, связанных с аварией.

Мало кто сейчас носит в кошельке наличные. И при сбое в банковском приложении, можно попасть, как минимум, в неловкую ситуацию. Были случаи, когда пассажир не имел возможности расплатиться за такси, опаздывая на самолет. Так, например, в октябре прошлого года сбой произошел сразу трех крупных российских банках: Tinkoff, ВТБ и «Альфе». В течение нескольких часов пользователи не могли войти в мобильные приложения. Исполнительный директор «БЕСТ-Недвижимость» Лина Кочекаева из-за сбоя не смогла оформить детское пособие. Она просидела в МФЦ почти час:

Лина Кочекаева исполнительный директор «БЕСТ-Недвижимость» «Я находилась в МФЦ, мне нужно было оформить очередные пособия. Поскольку я являюсь многодетной мамой, мне нужно было указать реквизиты моей карты. И, понятное дело, что никто из нас никогда не носит расчетный счет и прочую информацию где-то на бумажке — все есть давным-давно уже в онлайне. Захожу в личный кабинет банка, и, к сожалению, зайти туда не могу. То есть, система у банка сбоила. Мы просидели с сотрудником МФЦ, ожидая, что ресурс будет доступен. Я позвонила в банк. Мне сказали, что мне не могут продиктовать мой расчетный счет по телефону. В итоге я потеряла кучу времени. Потому что мне пришлось приезжать в другой день, опять сидеть в очереди. Отпрашиваться на работе. И, в общем подавать все документы вновь».

Теперь Банк России предлагает ограничить такие сбои двумя часами. Крупным банкам с активами более полутриллиона на восстановление процессов, которые обеспечивают размещение и обновление биометрических и персональных данных в Единой биометрической системе, планируется дать не более получаса. О сбоях и принятых мерах банки должны будут сообщать в ЦБ. Понятно, что таким образом Банк России реагирует на частые падения систем в работе онлайн-сервисов крупнейших банков, но в некоторых случаях уложиться в два часа будет весьма проблематично, считает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий:

Максим Осадчий начальник аналитического управления банка БКФ «Это реакция на ставшие достаточно регулярными сбои сервисов, в первую очередь таких крупных игроков как «Сбербанк», «Тинькофф». Если посмотреть на статистику, то видно, что достаточно часто время сбоев явно превышает два часа, поэтому, конечно, два часа — это очень жесткий срок. Особенно, если сбой вызван, например, хакерской атакой, то если специалисты достаточно серьезные, то ожидать восстановления за два часа достаточно оптимистично. Ведь при хорошей хакерской атаке иногда повреждается не только софт, но могут выводиться из строя, например, серверы».

Чтобы вместо часов сбой занимал минуты, банкам нужно более чем в полтора раза увеличить затрату на инфраструктуру и IT-решения, комментирует руководитель департамента эксплуатации и разработки сервисных систем ECOMMPAY IT Евгений Кузовлев:

Евгений Кузовлев руководитель департамента эксплуатации и разработки сервисных систем ECOMMPAY IT «То есть, мы можем допустить в терминах Центробанка не более четырех сбоев за календарный год, длительностью до двух часов. И это будет стоить, в среднем, по опыту рынка сверх бюджета — половину бюджета на все информационные технологии. Если мы говорим о дальнейшем увеличении уровня надежности — то это кратный рост соответствующих бюджетов. И это однозначно вызовет значительное увеличение бюджетов финансовых организаций, чтобы этому соответствовать на деле, а не на бумаге. Если попытаться оценить в деньгах. Мы берем, например, приличный большой банк. В деньгах эта половина — это сколько? Если мы говорим про условный «Тинькофф», это, наверное, даже десятки миллионов долларов».

ЦБ планирует, что распоряжение вступит в силу 1 октября следующего года. Сейчас документ находится на стадии публичного обсуждения. Эксперты говорят, что два часа — это начальная точка отсчета. Дальше допустимое для сбоев время будет сокращаться.