Китайский рынок СЗР: консолидация с глобальными последствиями

С прицелом на лидерство

Китайский рынок СЗР: консолидация с глобальными последствиями
© АГРОXXI

Syngenta и ADAMA

В прошлом году Syngenta Group Co. Ltd. официально объявила о начале работы Syngenta Group - нового мирового лидера в области сельскохозяйственной науки и инноваций. Компания объединила сильные стороны Syngenta AG, ADAMA и сельскохозяйственный бизнес Sinochem. В своем пресс-релизе Syngenta Group заявила, что новое предприятие со штаб-квартирой в Швейцарии насчитывает 48000 сотрудников в более чем 100 странах.

ChemChina вложила в Syngenta Group активы агропромышленного комплекса, 100% Syngenta AG и 74,02% акций ADAMA. Sinochem вложила 52,65% акций Sinofert, 39,88% акций Yangnong и 100% акций Sinoseed. Созданием Syngenta Group China сделана серьезная ставка на рост сельскохозяйственного рынка Китая. Группа главным образом будет заниматься консолидацией сельскохозяйственных активов ChemChina и Sinochem на китайском рынке.

В мае компания ADAMA, будучи уже частью Syngenta Group, завершила приобретение контрольного пакета акций производственных предприятий Huifeng по выпуску средств защиты растений. Приобретение одного из ведущих китайских производителей средств защиты растений значительно укрепит позиции ADAMA в Китае и, несомненно, расширит ее предложение продукции в мире в целом. Как основной производитель средств защиты растений в провинции Цзянсу, ADAMA/Huifeng обладают немалым потенциалом для роста в составе Syngenta Group. После ужесточения требований по защите окружающей среды в Китае, у ADAMA/Huifeng появились перспективы стать новым отраслевым символом внедрения новаторских технологий на ближайшие 10 лет.

Wynca, Hefei Xingyu и Nutrichem

Syngenta Group - не единственная компания, которая вовлечена в процессы слияний и поглощений. Другие ведущие китайские производители агрохимикатов стремятся обеспечить себя сырьевыми ресурсами, сформировать полную цепочку поставок и активно расширять портфель заказов.

В начале 2021 года Wynca объявила о приобретении 53,17% акций Hefei Xingyu в общей сложности за 27,53 млн долларов. Сочетание потенциалов Wynca и Xingyu поможет Wynca выйти на рынок производства селективных гербицидов. Это позволит объединить поток продаж глифосата с конкурентоспособными продуктами Hefei Xingyu: Xingyu в состоянии предложить рынку 400 млн тонн оксадиазона и 300 млн тонн оксадиаргила, а Wynca - 80 тысяч тонн глифосата.

9 июня Nutrichem и Wynca подписали официальное соглашение о стратегическом сотрудничестве. В дальнейшем Wynca будет стремиться приобрести долю Nutrichem у Huapont. Wynca стремится стать стратегическим акционером Nutrichem в будущем. Nutrichem, таким образом, получит доступ к результатам НИОКР партнера и своеобразный «пропуск» на глобальный рынок. Wynca, в свою очередь, получит возможность диверсифицировать свой агрохимический бизнес за счет пополнения своего портфеля заказов, а также формирования нового портфеля совместно с Nutrichem.

Кластеры, экспорт и углеродная нейтральность

14-й пятилетний план развития агрохимической промышленности Китая предполагает дальнейшую глубокую консолидацию отрасли. В Китае планируется создать четыре перспективных производственных кластера мирового класса: Цзин-Цзинь-Цзи, в дельте реки Янцзы, в дельте реки Чжуцзян и на северо-западе центрального района. Кластеры помогут сократить производственные затраты за счет интегрированной цепочки создания стоимости и использования «зеленой энергии».

Ведущие производители отрасли располагают солидными средствами для инвестирования в НИОКР и инфраструктуру для защиты окружающей среды. Достигнуты заметные успехи в обновлении технологии и переработке отходов. Углеродная нейтральность к 2060 году будет достигнута за счет развития отрасли и целенаправленного инвестирования. По замыслам руководства отрасли, в будущем 20% производителей будут обслуживать 80% дистрибьюторов средств защиты растений. Процессы консолидации продолжатся в течение ближайших 10 лет.

В мае 2021 года Китайская ассоциация производителей средств защиты растений (CCPIA) опубликовала список 50 ведущих компаний-экспортеров китайской агрохимической отрасли в 2020 году. Все агрохимические компании условно можно разделить на четыре типа: ориентированные на качество продукции и совершенствование процессов производства, рыночно-сегментные, гибридные и преследующие цели роста финансовых показателей.

Те, кто ориентируются на качество производимой продукции, как правило, обладают значительными сырьевыми ресурсами и концентрируются на одном активном ингредиенте или на серьезном активном ингредиенте с интегрированной цепочкой создания стоимости. В эту категорию попадают Lier, Yangnong, Xingfa и Fuhua, ведущие производители глюфосината и глифосата в Китае. CAC Nantong и Nutrichem обладают, ко всему прочему, внушительными возможностями для эффективной работы в совершенствовании производства.

Категория рыночно-ориентированных компаний – это производители, добившиеся глубокого проникновения в выбранный рынок. Например, EastChem имеет сильные позиции на рынке риса Вьетнама. Компания в основном удовлетворяет спрос на антидоты гербицидов и предоставляет местным дистрибьюторам интегрированный портфель инсектицидов, что максимально способствует успеху EastChem на целевом рынке.

К категории гибридных компаний отнесены компании-производители специальных химикатов, передовых промежуточных продуктов и тонких химикатов. Shanghai E-Tong, дочерняя компания Zhejiang Yongtai Technology, представляет собой типичный пример перехода компании из сферы фармацевтической промышленности к производству агрохимикатов и ключевых промежуточных компонентов для активных ингредиентов. Примечательна роль Yongtai Technology - ведущего производителя фторсодержащих химикатов, целенаправленно вложившего средства в Shanghai E-Tong для расширения спектра активных ингредиентов и ключевого промежуточного канала продаж.

Завершает классификацию группа финансово ориентированных компаний. Так, например, Китайская группа международного экономического и технического сотрудничества Цзянсу, Ningbo Sunjoy и Sino-Agri RedSun располагают сильной финансовой поддержкой. Это обеспечивает им прочную позицию в бизнесе по экспорту агрохимии Китая, что особенно стимулирует деловую активность в случае роста цен на сырье.

Эта классификация компаний на четыре группы может меняться, поскольку некоторые производители имеют множество преимуществ, чтобы активно защищать интересы своего бизнеса. В их арсенале - новые инвестиции и новые стратегические союзы, которые в равной степени эффективно способствуют развитию компании.

Отдельный фактор китайского агрохимического рынка – конкуренция между транснациональными компаниями и местными производителями. Да, Syngenta Group, Bayer Crop Science, Corteva, BASF и FMC по-прежнему занимают доминирующие позиции. Но местные агрохимические компании, такие как Noposion, Guangdong Zhongxun, Guangdong Liwei, Zhengbang и Tianyuan активно развиваются. Китайские местные агрохимические компании стали более конкурентоспособными по сравнению с транснациональными корпорациями в Китае. И вряд ли они согласятся на положение «младшего брата» на своем собственном рынке в ближайшие годы.

Новые вызовы и тренды

Китай объявил продовольственную безопасность основополагающим фактором будущего развития. Заявлено о том, что производство продуктов питания будет стабильным на уровне 650 млн. тонн в год. Китай будет иметь стабильную цепочку поставок продовольствия за счет надежной поддержки поставок сырья для сельского хозяйства. Гарантируются стабильные цены на продукты питания, такие как рис, кукуруза и пшеница.

В 2021 году цены на товарные культуры, будут сохраняться низкими, частично из-за того, что COVID-19 ударит по международным перевозкам. Таким образом, конкуренция в сегменте полевых культур Китая станет более серьезной, чем когда-либо.

Многонациональные компании сокращают свои каналы сбыта и снижают стоимость средств защиты растений в Китае. Цены на специализированную продукцию находятся на исторически низком уровне. Из-за сокращения числа провинциальных дистрибьюторов, транснациональные корпорации вынуждены оставлять все большую часть прибыли конечным пользователям - китайским фермерам. В настоящее время они пытаются организовать более оперативные поставки продукции запатентованных торговых марок на рынок Китая.

Местные китайские разработчики рецептур стремятся вкладывать средства в разведку и добычу, чтобы контролировать затраты на активные ингредиенты. Более того, с 2020 года некоторые компании-экспортеры перешли на внутренний рынок. Точка потенциального роста на внутреннем рынке уже просматривается производителями-экспортерами.

Китай активно осваивает все современные тренды в области сельского хозяйства. Так, площадь применения беспилотных средств для осуществления защиты растений в Китае достигла около 67 миллионов Га еще в 2020 году. Электронная торговля средствами защиты растений также быстро растет. Увеличивается и число молодых фермеров. Несомненно, в следующем сезоне в Китае конкуренция за долю на рынке средств защиты растений продолжится, как и процесс консолидации. И это, вероятно, еще больше укрепит лидерские позиции КНР и ее влияние на весь глобальный рынок средств СЗР.

Вслед за Китаем

Российские производители средств защиты растений, как и китайские, тоже сделали шаг вперед в укреплении своих позиций. По информации Владимира Алгинина, исполнительного директора Российского Союза производителей химических средств защиты растений, в 2020 году российские производители пестицидов впервые обогнали по объему продаж поставщиков импортной продукции. Продажи препаратов компаний, состоящих в РСП ХСЗР, в натуральном выражении достигли 97,9 тысяч тонн; показатель ввоза импортных препаратов был равен 60,6 тысяч тонн; объем продукции, выпущенной иностранными компаниями на российских предприятиях по схеме толлинга, равнялся 29,3 тыс. тонн. Совокупный объем реализации пестицидов зарубежных компаний составил 89,9 тысяч тонн - на 8% меньше, чем было продано отечественных препаратов.

«Минувший год был первым, когда по данным РСП ХСЗР объем продаж отечественной продукции на российском рынке превзошел поставки препаратов мультинациональных компаний и экспорта из Китая. На долю отечественных предприятий в 2020 году пришлось 52% рынка», – отметил Владимир Алгинин.

Следующим шагом, который еще больше укрепит позиции отечественных производителей СХЗР, может стать синтез действующих веществ для препаратов. Пока примерно 85% общего объема д.в. закупается в Китае. РСП ХСЗР совместно с Минпромом разрабатывают возможности производства ряда д.в. в России. Если это случится, Россия вслед за Китаем не только обезопасит внутренний рынок от возможных проблем, но и обретет рычаги влияния на глобальный рынок.

Владимир Францкевич

При подготовке статьи использована информация agribusinessglobal, РСП ХСЗР