Что такое конкурентная разведка. Объясняем простыми словами

Конкурентная разведка — сбор информации о конкурентах всеми общедоступными способами (с соблюдением требований законодательства и этических норм). Обычно такая разведка нужна для того, чтобы обеспечить политику экономической безопасности компании/контрагента, принять стратегически обоснованное решение и быть на шаг впереди конкурентов. Для этого анализируют все данные, которые только можно найти о конкурентах в открытом доступе. Также во время разведки пытаются узнать и непубличную информацию. Для этого в конкурирующую фирму могут направить своего человека под видом клиента и/или попытаться выведать у сотрудников этой компании инсайдерскую информацию. Также конкурентная разведка предполагает изучение законов, политической обстановки, клиентов и поставщиков, новых технологий и кадровых перемещений сотрудников, чья работа может оказать влияние на компанию. Основные цели заказчиков такой разведки — узнать планы конкурентов, использовать их клиентскую базу для своего бизнеса или собрать компромат, чтобы передать его органам налоговой службы или иным уполномоченным государственным органам. Пример употребления на «Секрете» «Полиграф надолго закрепится в тех бизнес-сообществах, где требуется высокая конфиденциальность информации, необходима защита от конкурентной разведки и слива информации, где существуют высокие риски финансовых потерь из-за низкой корпоративной лояльности персонала и его неблагонадежности». (Гендиректор фирмы «Эксклюзив тренинг-инвест» Елена Стасевич — в материале «Секрета» о том, как полиграф используют в бизнесе.) Нюансы Особый интерес для бизнес-разведчиков представляют выписки из расчётного счёта фирмы — по ним можно увидеть, с кем работает компания, сколько и как часто платит или получает деньги. Есть два источника такой информации, рассказывал «Секрету» бывший корпоративный разведчик Сергей Андреев. В первом случае данные сливают сотрудники банков. В Telegram есть несколько групп, в которых можно заказать выписку по компании. В одной из них «Секрет фирмы» обнаружил, что документ с движением средств за 3 месяца можно приобрести за 11 000 рублей, за полгода — за 17 000 рублей. При втором сценарии посредниками выступают сотрудники правоохранительных органов. Они делают запрос в суд о том, что им необходима информация в рамках ОРМ, получают необходимые документы и отправляют их в банк. Тот вынужден предоставить данные. Потом выписку передают заказчику. Аналогичным образом можно получить информацию от сотовых операторов, налоговой, Пенсионного фонда. «При этом жертва даже не узнает, что её данные утекли. И никакой форензик защитить от этой угрозы не сможет», — отмечает Андреев. Факт В УК РФ есть статья «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну». За их разглашение предусмотрена ответственность, но не за использование данных, которые были получены «случайно». Можно сказать, что этот нюанс позволяет в 95% случаев крупным компаниям открыто заниматься промышленным шпионажем без страха быть привлечённым к ответственности. История История конкурентной разведки начинается с XIV века. Именно тогда дом Фуггер в Аугсбурге начали использовать некоторые элементы слежки за своими конкурентами. Это помогло им стать лидерами в основных отраслях промышленности и создать первый банковский дом в Европе. А в конце XVII на рынке прочно закрепилась империя Ротшильдов. В арсенале они имели более 200 агентов, которые собирали сведения о конкурентах на рынке. Статью проверил:

Что такое конкурентная разведка. Объясняем простыми словами
© Секрет Фирмы
Секрет Фирмы: главные новости