Форум «Будущее управленческих профессий: tech-реальность» — обзор мнений

Третьий форум «Будущее управленческих профессий: tech-реальность» Ассоциация менеджеров провела 27 сентября в ММПЦ «Россия сегодня». По его итогам Sostav публикует обзор мнений участников об основных трендах цифровой трансформации и развития профессии управленца, а также оценки противодействия бизнеса коронакризису, которые дали эксперты рынка.

Форум «Будущее управленческих профессий: tech-реальность» — обзор мнений
© Sostav.ru

Модератором панельной сессии «Тренды трансформации профессии управленца под влиянием технологий» выступил Вячеслав Евсеев, исполнительный директор Ассоциации менеджеров.

Дмитрий Зеленин, основатель и президент Ассоциации менеджеров:

Ускорение цифровой трансформации всех сторон жизни в мировом масштабе стало одним из главных последствий коронакризиса. Креативные индустрии «возмужали» за последний год и вывели экономику впечатлений и шеринг-экономику вперед, затрагивая все сферы и направления бизнеса. Нейросети всё активнее помогают решать задачи, связанные с обработкой большого объёма данных. Но они по-прежнему остаются бессильными при принятии решения со множеством элементов в условиях неопределённости и короткого отрезка планирования. Управленцы призваны «усмирить» и одолеть комплекс сложнейших вызовов, чтобы вести бизнес на достойном уровне и преумножить его успехи. И прежде всего им следует ориентироваться на технологические тренды.

Третий год подряд Ассоциация менеджеров совместно с экспертами НИУ ВШЭ проводит форсайт-исследование «Будущее управленческих профессий». В этом году его результаты представил на форуме Александр Чулок, директор центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. В исследовании приняли участие более 260 топовых специалистов из ключевых секторов российской экономики: от информационных технологий и финансового сектора до нефтепереработки и металлургии.

Александр Чулок, директор центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:

Специфика момента в том, что надо все направления рассматривать вместе: знания трендов и компетенции, глобальные тренды и локальные. Год науки и технологий, объявленный президентом России, стал «окном возможностей». В форсайте выделены топ-10 глобальных трендов, которые топ-менеджеры воспринимают как «окно возможностей». В тройке лидирующих трендов: ускорение тотальной цифровизации и переход на умные системы; развитие электронной торговли, маркетплейсов и онлайн-платформ; развитие технологий искусственного интеллекта и их масштабное применение в аналитической и управленческой практике. Реальность создает топ-менеджерам принципиально новый контекст для управления бизнесом. Умение видеть будущее и объединять людей вокруг этой идеи – стало основной компетенцией топ-менеджера.

По словам Александра Молодцова, директора департамента производительности труда, защиты и поощрения капиталовложений Министерства экономического развития РФ, год пандемии показал, что предприятия способны расти, если работают над своей производственной системой, грамотно управляют издержками и прокачивает soft skills менеджмента. По результатам 2020 года в группе из 533 предприятий с общей выручкой 1,4 трлн руб. зафиксирован рост добавочной стоимости, сотрудников не сокращали, объём налоговых поступлений вырос и перекрыл затраты.

Анна Захаренкова, директор по связям с общественностью международного аэропорта Шереметьево:

Аэропорты с начала 2020 года оказались на переднем крае борьбы с проникновением на территорию РФ коронавирусной инфекции и в первую очередь пострадали вследствие введённых ограничений на международные перевозки. Однако, если подходить к этим вызовам с точки зрения открывающихся возможностей, то это позволило Шереметьево существенно увеличить долю внутренних перевозок, оптимизировать производственные процессы, внедрить ряд технологических новаций для защиты здоровья пассажиров, автоматизации процедуры биометрии, цифровизации систем управления аэропортом. На данный момент для нас остроактуальны также тренды, связанные с искусственным интеллектом, созданием экосистем бизнеса и экономикой впечатлений.

Татьяна Терентьева, заместитель генерального директора по персоналу Госкорпорации «Росатом»:

Любой кризис открывает «окно возможностей». Для «Росатома» цифровой скачок стал катализатором позитивных изменений и трансформации практически всех процессов взаимоотношения с сотрудниками, но не только. В пандемию он еще и предоставил фактически единственную возможность сотрудникам взаимодействовать между собой, с партнёрами, достигая при этом высоких результатов. Непростые условия привели многих к осознанию потребности получать новые знания здесь и сейчас, вырабатывать навыки работы в удаленных командах.

С коронакризисом невозможно справиться в одиночку, бизнес несёт ответственность и за своих сотрудников, и за то, что происходит рядом с ним. Политика человекоцентричности «Росатома» полностью изменила уровень отношений с сотрудниками и поставила вопрос о новом типе лидерства. Для реализации такой политики нужна среда для развития сотрудников, их переход от режима подчинённости к сотворчеству. Ключевая метрика здесь: уровень доверия сотрудников к нам как полноценному партнёру.

Александр Чуб, президент группы компаний «Русские башни»:

Для достижения целей, в том числе и глобальных, главной задачей лидера является формирование команды. Сегодня нет таких целей, которых можно было бы достичь быстрее и эффективнее только за счет индивидуального мастерства, а не командной работы. Благодаря новым реалиям искусство лидера заключается в поиске баланса в формировании команд, потому что сегодня коллектив – это не набор исполнителей, а мотивированная группа лидеров, объединённая общими задачами и целями. В зависимости от того, как цели видоизменяются, а задачи переформатируются, степень и глубина распределения лидерских полномочий может меняться без ущерба для достижения главных целей. Управлять командой, в которой только лидеры, это отдельное искусство топ-менеджера. И это интересно!

Алла Соколова, генеральный директор Mary Kay:

Сильный лидер способен развивать и масштабировать команды в любой ситуации, и его роль обретает новую значимость. Последствия пандемии показали нам быструю смену ориентиров и трендов, возможность изменить подход к угрожающим трендам и использовать их как дополнительные возможности для роста. На глобальном уровне мы поддерживаем стратегию устойчивого развития и делаем упор на человеческий фактор, давая перспективы заработка и использования знаний и ресурсов компании даже в посткризисные времена.

Анна Кантер, старший вице-президент, директор департамента коммуникаций банка «Открытие»:

Открытость, честность и компетентность будут оставаться важнейшими качествами для управленцев любых профессий, несмотря ни на какие технологические революции. Роботы не смогут заменить человеческого общения, и в банках это особенно заметно.

Дмитрий Дереляк, заместитель руководителя Департамента информационных технологий города Москвы:

Среди компетенций руководителя больше всего возрос спрос на эмоциональный интеллект. Это обусловлено тем, что значительная часть работы перешла в онлайн-формат, который не передает многих ощущений. Поэтому люди быстрее выгорают, а у руководителя не всегда есть возможность вовремя это почувствовать. Как результат, люди стали чаще менять место работы. Поэтому эмоциональный интеллект и более широкая ролевая модель стали действительно важны.

Что касается такого тренда, как спрос на искусственный интеллект, на форуме прозвучали мнения о том, что в ближайшей перспективе ИИ начнет помогать руководителю принимать решения, но полностью заменить его не сможет.

Марина Безуглова, исполнительный директор Ipsos:

Все вопросы, связанные с цифровой трансформацией бизнеса, были рассмотрены участниками форума под ракурсом: что это приносит человеку, насколько делает устойчивыми бизнес и жизнь на планете. Мне кажется, это главное изменение, которое я вижу в этом году. Мы стали соединять эти два тренда: человек, его здоровье, благополучие, его ценности и — цифровая трансформация, которая по сути служит человеку, бизнесу и устойчивости жизни на планете.