Гойхман: продовольственная инфляция уже в ноябре «шагнет» к двузначным темпам роста

Не понятно для кого Минсельхоз разрабатывает меры сдерживания цен на «борщевой набор», указывает главный аналитик компании TeleTrade Марк Гойхман. И тут же сам себе отвечает: для крупных агрохолдингов. «Антиинфляционное влияние этих мер, в лучшем случае, начнет сказываться лишь через несколько лет, а цены на “борщевой набор” растут сейчас на 15,17% в год. Это данные за сентябрь, в октябре, вероятно, уже 16%, а в ноябре может и 17%», - отмечает собеседник «Свободной прессы».

Ранее стало известно, что, выполняя поручение вице-премьера Виктории Абрамченко, Минсельхоз предложил меры по стабилизации цен на овощи из «борщевого набора». В частности, в соответствии с этими мерами, планируется до 2025 года на 14% по сравнению с прошлым годом увеличить площади под выращивание овощей “борщевого набора”. Кроме того, запланировано строительство новых овощехранилищ, которые позволят дополнительно размещать 313,9 тыс. тонн продукции.

Вместе с тем, как задается вопросом Марк Гойхман, - не пришла ли пора разработать антиинфляционные меры по «борщевому набору» не только для бизнеса, но и для граждан?

«Хотелось бы услышать гордые реляции, что-то вроде “мешок картошки, каждому пенсионеру бесплатно” или “по мешку картошки на ребенка бесплатно”. Звучит смешно, но на деле от этого становится по-настоящему грустно. Ничего смешного в таких предложениях уже нет, особенно в российских регионах», - указывает он.

Когда говорят об овощах и фруктах, то можно допустить, что значительную долю составляют зарубежные продукты, по крайней мере, из государств СНГ. В то же время, власти всегда ставили себе в плюс то, что куры у нас отечественные. Чем же тогда можно объяснить рост цен на яйца? Ведь сегодня даже в магазинах эконом класса они стоят около ста и более рублей?

Впрочем, эксперт указывает, что даже, казалось бы, в отечественном производстве продуктов питания, крайне велика доля иностранных кормов, оборудования, расходников и прочего.

«Когда происходит сильное снижение курса российской валюты, то производители не могут сразу перенести весь рост своих издержек на потребителя - у него действуют контракты, есть запасы продукции и сырья, сделанные при более высоком курсе рубля. Но затем, производитель все равно пересматривает цены, и к моменту, когда подходит время заключать новые договора, как сейчас на сезон 2022 года, он включает в него уже весь рост издержек, который накопился. Отсюда и такой резкий рост на яйца и мясо птицы в последние месяцы», - поясняет Марк Гойхман.

Прогноз эксперта не утешителен: он полагает, что продовольственная инфляция в России уже в этом месяце, уверенно «шагнет» на территорию двухзначных темпов роста, превысив отметку в 10% год к году, а в декабре пойдет еще дальше, «радуя» россиян своими достижениями.

«Нам-то, конечно, не привыкать. Россияне в последние десятилетия пережили и гиперинфляцию, и несколько стагфляций, а потому возврат к двухзначным темпам роста цен на продукты питания, скорее всего, будет воспринят согражданами как “ну вот, опять”, то есть как возврат к нормальной для россиян “ненормальности” для стран с развитой экономикой. Как в такой ненормальной “нормальности” готовиться к зиме и новогодним праздникам, каждый россиянин уже знает - закупиться товарами впрок, пока “дорогие” нам продукты питания, не стали еще дороже», - предупреждает собеседник.