«Северный поток-2» немцы толкают на скользкую дорожку

Российский газопровод «Северный поток-2» при определенных обстоятельствах может начать работать, до завершения процесса сертификации, пишет немецкая пресса. В прошлом подобные ситуации, когда трубопроводы были введены в эксплуатацию до того, как их сертифицировали, уже случались. В частности, речь идет о немецких проектах NEL и EGL 401.

«Северный поток-2» немцы толкают на скользкую дорожку
© Свободная пресса

СМИ сообщают, что в таком случае придется выплатить штраф, однако, согласно подсчетам немецкого федерального сетевого агентства (BNA), его сумма выглядит приемлемой, учитывая, что инвестиции в строительство «Северного потока-2» равняются не менее десяти миллиардам евро.

Почему раньше этот вариант не рассматривался?

— И сейчас его, по сути, не обсуждают, — говорит заместитель генерального директора Института Национальной энергетики Александр Фролов.

— Во всяком случае, если не учитывать размышления в СМИ. На мой взгляд, подобного рода предложения и мнения — это вольный или невольные попытки навязчиво увязать энергетический кризис в ЕС и сертификацию «Северного потока-2».

«СП»: — СМИ напомнили исторические прецеденты, когда трубопроводы были введены в эксплуатацию до того, как их сертифицировали: это NEL и EGL 401. И чем тогда все кончилось?- Не готов рассказать о EGL, а вот ситуация с NEL видится мне несколько неверно понятой.Речь, скорее всего, идёт не о сертификации самого газопровода, а о сертификации компании-оператора.

NEL — это продолжение «Северного потока». Он согласовывался до вступления в силу действующих сейчас норм, которые касаются сертификации независимых операторов и пр. А запускался — после. Поэтому могло возникнуть впечатление, что NEL запустили до прохождения сертификации.

«СП»: — Пишут, что штраф составит не более миллиона евро. — Если подходить к оценке ситуации в лоб, то за сутки по «Северному потоку-2» будет прокачиваться порядка 150 млн. куб. м газа. При нынешних ценах - это около 150 млн. долларов. Конечно, цены по долгосрочным контрактам несколько иные. Но заработать на прокачке можно существенно больше обозначенного штрафа.Но такой подход, на мой взгляд, совершенно неверен. Для чего, собственно, «Газпрому» запускать «Северный поток-2» до окончания официальной процедуры сертификации? Он поставляет газ согласно контрактным обязательствам и сверхконтрактным заявкам. То есть должны быть заявки со стороны потребителей, а у «Газпрома» должен быть соответствующий этим заявкам ресурс.

Кому, зачем и какие объёмы предлагается прокачивать «Газпрому» по «Северному потоку-2»? Видимо, в Германии уверены, что это будут какие-то дополнительные объёмы, вдобавок к уже прокачиваемым. Но есть ли соответствующие заявки со стороны покупателей? Да и в целом — ради чего «Газпрому» торопиться? Процедура сертификации идёт своим чередом. Видимых проблем в ней не наблюдается.

Единственный серьёзный риск, который просматривается на данный момент — это запрет на стопроцентную загрузку последних 20 км «Северного потока -2». Но к обсуждаемому вопросу это не имеет отношения.

Самое важное, это то, что текущий энергетический кризис в Европе не имеет никакого отношения к объёмам поставок из России. Но европейцы активно делают вид, что имеет. Притом ситуацию пытаются представить таким образом, что высокие цены на газ в ЕС — это следствие «шантажа со стороны России», которая хочет, чтобы быстрее был запущен «Северный поток-2». Но в таком случае, как объяснить ещё более высокие цены на газ в Азии? Как объяснить двукратный рост цены в США?

Так что в реальности кризис отдельно, а «Северный поток – 2» отдельно. Каким-то образом форсировать события по этому газопроводу на данный момент нет никаких причин.

— Теоретически можно подать газ для прокачки по «СП-2». Однако зачем это делать «Газпрому»? — также считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

— Для него главное не как можно скорее запустить газопровод, а запустить его в принципе и именно так, чтобы к нему никто не мог придраться и потребовать остановить работу «трубы». Поэтому «Газпрому» выгодно максимально четко исполнить все требования законодательства Германии и ЕС, а не начинать работу «СП-2» с нарушения европейских законом. Кроме того, если «Газпром» приступит к эксплуатации «СП-2» до выдачи сертификатов, он заплатит штраф. Даже если штраф небольшой, то все равно «Газпром» будет фигурировать как нарушитель европейского законодательства.

Этим будут пользоваться критики «Газпрома», которые будут указывать на то, что «Газпром» — варварская компания, которая не считается с европейскими законами. Сертифицировать и сам газопровод, и компанию-оператора газопровода все равно придется.

А так получается, что если «Газпром» без сертификата начнет поставки по «СП-2», то он и штраф заплатит сам и цены собьет на всем газовом рынке Европы, испортит себе имидж. Так что для «Газпрома» тут одни минусы.

— Раньше тоже были «пробросы» такого рода, — напоминает Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

— На мой взгляд, это просто попытка подставить Россию и проект, решить свои текущие энергетические проблемы и заодно получить возможность обвинять «Газпром» в нарушении европейских правил, призывать к новым санкциям и так далее.

До этого не было никаких самовольных запусков газопровода, тому же «ОПАЛ» - регулятор - предоставлял временное разрешение на эксплуатацию в максимальном режиме, типа «для тестирования инфраструктуры». Я не исключаю, что сейчас такой же финт европейцы опять попробуют провернуть до окончания процесса сертификации.

Издержки от нарушения правил не исчерпываются размером штрафа. А главное непонятно, зачем идти на такие нарушения. Это Европе нужны дополнительные объемы газа через «Северный поток-2». Вот пусть сами выкручиваются и ускоряются с сертификацией.